Конспект урока по литературному чтению, 4 класс.Д, Мамин-Сибиряк Приемыш


Конспект открытого урока по литературному чтению
4 класс
Тема : Д. Н. Мамин-Сибиряк « Приемыш»


2016-2017 учебный год
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме:
Д. Н. Мамин-Сибиряк « Приемыш»
ЦЕЛЬ: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.
Задачи:- продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;- развивать умение работать с текстом по вопросам, выборочно;
- давать характеристику героям , их поступкам;
- находить главную мысль произведения;- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент(Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.)
Учитель:Ты улыбкой, как солнышком, брызни,Выходя поутру из ворот.Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот.Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь!Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям и поздороваемся.Садитесь поудобнее!Мы начнем урок!2. Пятиминутка чтения1) Работа над скороговоркойЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ. (!,?, выделяя голосом каждое слово)2) Самостоятельное чтение (текст «Лебеди» )- посчитайте, кто сколько прочитал слов, о чем прочитали…- а что вы знаете об этой птице?Гордые и величественные птицы, верные, умные, понятливые. Живут только парами. Если один из пары погибает, то от тоски может погибнуть и второй. Об этих удивительных птицах написано много произведений и песен. Может, кто - то слышал песню « Лебединая верность»? Это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. Как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
3 Актуализация знаний-О чем скороговорка? (о лебедях)-О чем читали рассказ на пятиминутке чтения? (о лебедях)-Почему об этой птице? (встретится этот герой в произведении)Подготовка к восприятию нового материала
- Кому будут посвящено произведение, над которым мы будем работать? 
Постановка цели: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством уже известного вам писателя Д.Н. Мамина -Сибиряка и его произведением « Приемыш».Каковы же задачи нашего урока?-продолжить знакомство с писателем, его творчеством;-учится пересказывать, работать по вопросам к тексту, находить главных героев, давать им характеристику;-найти главную мысль произведения.
 5. Введение в тему урока- О чем писал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк?       (Он писал о природе, о родном крае, о животных)-  Мы уже знакомились со сказкой Мамина – Сибиряка « Серая шейка», но хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве  писателя.
Сведения об авторе:
 Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
     Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.«Это счастье писать для детей», - говорил он.
Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших». Советую всем вам её прочитать. (демонстрация книги « Аленушкины сказки»)
6. Работа по теме урока- Вам было дано домашнее задание прочитать произведение Мамина Сибиряка « Приемыш» и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку по желанию.
1) Вопросы по впечатлению. - Определите жанр. (рассказ)- Понравился ли вам рассказ? - Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения? 
2) Словарная работа.
-Какие слова были не понятны?3) Работа с текстом.- Назовите главных героев (Тарас, Соболько, Приемыш)- Где происходит событие, которое описал автор?( Действие происходит на Светлом озере.)- Кто такой Соболько? (собака)- Кто такой Приемыш ?  ( Лебедь) - Почему ему дали такое имя? ( Тарас приютил его у себя) - Как лебедь попал к Тарасу? ( Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой) - Какое зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец остался) - Как Приемышу жилось у Тараса? (хорошо, он и кормил, выпускал плавать, к собаке лебедь привык)- Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?(с любовью, все разговоры сводил на него, нахваливал, что птица умная, гордая, царская) - Как говорил о лебеде старик? ( Старик говорил о лебеде как о родном, близком человеке) -Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?» ( Потому, что тоскует она и может умереть без пары, в неволе)- Чем ему были дороги Соболько и Приемыш? ( он считал их своей семьей)- Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе? (потому что спас птицу, не обрезал крылья, выпустил на волю)- Почему отлет Приемыша опечалил старика? (боялся , что не долетит, ястреба заклюют) - Почему он приютил лебедя? ( У него доброе сердце ) 7. Физкультминутка
Вы, наверное устали?
Дружно все тихонько встали!Ручками похлопали!Ножками потопали!
Покружились, повертелись .И на место все уселись!
4) Выборочное чтение- Вы нарисовали рисунки к понравившемуся отрывку. (выборочно читают)- Посмотрите на иллюстрации в учебнике подберите подходящий отрывок из текста -Прочитайте о дружбе лебедя и собаки.- Какой вид был у старика?  Почему?(Ответы детей) - Посмотрите на эту картинку, что можно сказать о ней не читая( что старик был рыбак, перебирает сети)8)Работа в группах (выбрать ту черту характера, которая подходит к нашим героям) .
Создание проекта
Соболько -пестрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый
(вывешивание табличек)В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные, умные, умеющие любить, дружить.
7.ИТОГ урока- Как закончился рассказ? (Печально)- А правильно ли поступил Тарас? ( Правильно.) - Какова же основная мысль произведения?Каждый должен жить так, как предназначила природа.Грубое вмешательство человека в природу, не понимание её ценности, приводит к трагедиям. Просто людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое! Учит нас доброте.- Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа. - А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?Д/З Придумать продолжение рассказа.
8. Рефлексия Я даю вам несколько минут, а вы подумайте, как бы вы поступили?
а) поступить с лебедем так , как это сделал Тарас ? б) подрезать крылья птице и навсегда ее сделать ручной? в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой –нибудь стае лебедей? У каждого на столе есть эта птица, как бы вы поступили – (есть дом и озеро)
Звучит песня « Лебединая верность».
Самоанализ урока литературного чтения учителя Маснык С.В.

ТЕМА: Д. Н. Мамин-Сибиряк « Приемыш»
ЦЕЛЬ: создать условие для знакомства учащихся с произведением «Приемыш» Д. Н. Мамина – Сибиряка, с жизнью и творчеством писателя.
Задачи:-продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;-развивать умение работать с текстом по вопросам, выборочно;
-давать характеристику героям , их поступкам;
-находить главную мысль произведения;-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «О братьях наших меньших» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Урок построен с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностях учащихся.Сильные учащиеся могли почувствовать себя в роли учителя (сообщения), а более слабым детям дана возможность поработать над текстом, выборочным чтениям, над иллюстрацией.
Тема данного урока имеет реалистичный характер, несет большую смысловую поучительную нагрузку, т.е. дает возможность для реализации воспитательных задач урока.
На уроке использовались разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Учебно-познавательная деятельность осуществлялась через разные методы (рассказ, беседа, рассказ от лица учащихся), а также наглядные методы ( обращение к доске).
Имел место метод самостоятельной работы ( работа со словарем, самостоятельное чтение, работа в парах, выборочное чтение).
На уроке осуществлялась тесная межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о лебедях позволило наиболее полно и ярко представить действующего героя.
Использование логических методов направлено на развитие умения обобщать, сравнивать, анализировать события и давать оценку поступкам героев.
Стимулирование и мотивация осуществлялась через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний.
Выбор данных методов был определен в соответствии с поставленными задачами урока. Считаю, что урок достиг поставленных целей.