Сценария к уроку по литературному чтению по рассказу писателя Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш» в 7 классе


Джумашева Тамара Бозбаевна
учитель русского языка и литературы
средняя школа №17 пос.Тенге, г.Жанаозен
Мангистауской области РК
Конспект урока литературного чтения в 7 классе
к уроку по литературному чтению в 7 классе, проведенному
Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк. «Приемыш»
Цели: Познакомить детей с рассказом Д,Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», отрабатывать навыки чтения, развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа, воспитывать любовь к природе, к животным,  милосердие, чувство сострадания « к братьям нашим меньшим».
Тип урока: комбинированные.
Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо».
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.
Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, интерактивная доска, слайды с музыкальным сопровождением.
Структура урока:
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее- Начнем скорей урок! 
Мы работаем в режим стратегии «Критическое мышление через чтение и письмо».
Класс разделен на две группы, в каждой назначается спикер.
Перед вами оценочные бланки. Спикеры команд проставляют в них оценки.
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы будем разговаривать об отношении к братьям нашим меньшим, и поможет нам в этом великий русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
-Что вы знаете о Мамине - Сибиряке?
Слайд №1.

– Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его. Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
III. Актуализация знаний.
1.-А какие его произведения вы помните?
-Серая шейка, Аленушкины сказки, Приваловские миллионы, Волки, Вертел.
Слайд №2. Слайд №3.

2. – Какие ассоциации возникают у вас к слову лебедь?
(символ красоты, гордая птица, царь-птица, поэтический образ, символ верности)
-Прекрасно. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Лебедь. Мозговая атака.
Слайд №4.

-Как называют человека, у которого нет родителей?
Сирота.
-А сироту, которого усыновили? Приемыш.
-Значит, тема нашего урока- рассказ Д. Мамина - Сибиряка «Приемыш».
3.-Какую цель поставим сегодня перед собой?
а) познакомиться с рассказом Д. Мамина – Сибиряка «Приемыш»;
б) понять идейное содержание рассказа;
в) проанализировать рассказ.
IV. Формирование новых знаний.
Слайд №5. Слайд №6.

Первичное чтение текста. Анализ рассказа. 
У вас на столах лежат вопросы, каждая группа читает свою часть и отвечает на вопросы (режим работы в парах, групповой)
Задание 1 группе:
1.Как Приемыш оказался у лесника?
2.Как старик относится к своему Приемышу?
3.Каким был старик? Давайте составим его портрет.
4.Как складывались отношения у Приемыша и Соболько?
5.Как Приемыш встретился с другими лебедями?
6.Какие чувства испытывал Приемыш? Легко ли он принял решение лететь с ними?
Задание 2 группе:
1.Понравился ли вам рассказ? 2.Кто такой Приемыш? 3.Как лебедь попал к Тарасу? 4.Какое зло причинили охотники птице? 5.Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей?» 6.Почему отлет Приемыша опечалил старика? 
V. Физкультминутка.
Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.
VI. Закрепление новых знанийНа какие части можно разделить наш рассказ? Давайте составим план.
1 группа 2 группа
1. Появление лебедя у Тараса.
2. Лебедь (Приемыш) и Соболько.
3. Приемыш и стая лебедей
4. Прощание с Тарасом
1. Доброе сердце лесника.
2. Особенная птица.
3. Тоска лебедя.
4. Приемыш улетел
Составьте ассоциацию к слову «Лебедь»:
Слайд №7.

1 группа 2 группа

VII. Рефлексия
Что для себя вы взяли с этого урока?
Чему же учит этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и защищать природу)
Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром и вы сделали для себя выводы.
Оцените, пожалуйста, спикери групп свои работы, а я поставлю свою оценку рядом – вспомните, насколько активно вы работали на уроке, насколько правильно отвечали, как работали в группе.
VIII. Информация о домашнем задании.
1.Подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, выполнить задание по тетради
2.Подготовить краткий пересказ от лица (Приемыша, Соболько, Тараса, автора).
3.Подготовить пересказ понравившейся части и сделать к ней рисунок. Объяснить, почему вы выбрали именно эту часть.
И наш урок хочется закончить пословицей «Жизнь дана на добрые дела»