Технологическая карта урока математики по теме Обыкновенные дроби

Технологическая карта урока математики
Тема урока: Обыкновенные дроби. Закрепление изученного.
Класс: 5
Учитель: Иляхина Т.Д.
Цели урока:
обучающие: закрепить знания учащихся по теме "Обыкновенные дроби".
развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
воспитательные: развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, развивать навыки самоконтроля.
Задачи: повторить понятия «правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей; повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; учить работать самостоятельно, делать выводы.
Тип урока: урок закрепления знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автор Виленкин Н.Я.


Этапы урока
Задачи этапа
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.
4 мин
Звенит звонок все громче, все слышней. Какая трель по школе разливается! Вы думаете, гости к нам пришли? А вот и нет. Уроки начинаются.
Чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, разгадайте кроссворд (работа в парах). - Что сегодня будем повторять?
Включаются в деловой ритм урока.
Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопрос учителя.


Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Целеполагание и мотивация.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

5 мин
- Что вы уже знаете о дробях?
- Сегодня наша задача - повторить и закрепить все, что вы знаете по теме "Обыкновенные дроби".

Контроль работы учащихся с квадратами.
- Были ли среди этих дробей равные? Назовите их.


У каждого ученика на парте квадрат из бумаги. Складывая его разными способами, нужно показать дроби: 1/2; 2/2; 1/4; 2/4; 4/4; 1/8; 2/8; 6/8; 4/16; 12/16; 16/16.


Личностные: мотивация учения
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: умение строить понятные для окружающих высказывания, умение работать в парах.
Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Актуализация знаний и умений
Актуализация опорных знаний и способов действий.

9 мин
Проверка работы в парах.
- Какие дроби называются правильными? - Какие дроби называются неправильными?
- Встретились ли вам равные дроби? - Что вы знаете про неправильные дроби?
- Какой единичный отрезок удобно выбрать? Почему? - Точки N и Х совпали. Сделайте вывод.
- Как отметить точку F? (4/8 = 1/2). - Продолжите предложения: "Точка с большей координатой ...." "Чем больше дробь, тем ..." "Чем левее на координатном луче расположена дробь ..." Оцените себя.

Работа в парах. Каждой паре выдаются карточки с записанными дробями. Нужно рассортировать карточки по группам (должно получиться 2 группы: правильные дроби и неправильные). Проверка.

Работа в тетрадях. Ученики чертят координатный луч и отмечают точки: А (3/4); В (4/2); С (5/6); D (1/12); К (6/6); N (4/3); Х (8/6); F(4/8).
Проверка. Самооценка.
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение применять свои знания на практике.
Коммуникативные:
умение грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4.Обобщение и систематизация знаний
Выявление качества и уровня усвоения знаний, выявление пробелов в знаниях, установление причин выявленных недостатков.
10 мин
- Как сравнивают дроби? - Какая дробь больше: правильная или неправильная? Сравните дроби: 1*3/4; 25/17*42/45; 7/7*1; 6/14*9/14; 1/2*2/4
Проверка. - У кого не было ошибок? - У кого была 1 ошибка? - Если вы согласны с утверждением, поставьте на листочке "плюс", если не согласны, поставьте "минус": 1. Дробь 4/5 правильная. 2. Дробь 7/7 больше, чем 9/7. 3. В дроби 11/8 знаменатель 11. 4. Правильная дробь всегда меньше неправильной. 5. Пятая часть от числа 15 равна 5. 6. Дробь 9/14 меньше единицы. 7. Знаменатель показывает, на сколько частей разделили. 8. 2/10 метра - это 10 сантиметров. 9. В дроби 3/4 числитель меньше знаменателя. 10. Правильная дробь больше или равна единице. Работа проверяется учителем.

- Расскажите, как складывают обыкновенные дроби? - Как вычитают обыкновенные дроби? - Сколько примеров успела решить каждая пара за 3 минуты? - Поднимите руки те пары, у кого не было ошибок.
Каждый ученик пишет на листочке любую дробь и передает следующему (по кругу). Следующий ученик пишет большую дробь и передает листочек дальше. Должна получиться цепочка дробей, расположенных по возрастанию. Проверка выполняется, когда у каждого ученика снова оказался свой листочек.
Работа в парах. Каждый ученик пишет на листочке пример на сложение или вычитание дробей, затем они обмениваются листочками и решают пример.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в парах и в группах.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации
Обеспечение закрепления и осмысления изученной темы.
10 мин
Задача на доске:
Один рассказ занимает 7/12 книги, а второй - 5/12 книги. Сколько страниц в каждом рассказе, если в книге 36 страниц?
Тест на карточках. Если нет ошибок, поставьте оценку "5". Если допущена 1 или 2 ошибки, поставьте оценку "4". Если допущено более 2-х ошибок, поставьте оценку "3".
Работа в тетрадях. Ученики решают задачу самостоятельно двумя способами, кто решит раньше, выходит к доске для проверки.

Сравнивают способы решения задачи и выбирают наиболее рациональный способ.

Решение теста и взаимопроверка.
Выставление оценки.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
4 мин
Оцените себя.
Ученики рассказывают, что у них получилось на уроке, что не получилось. В чем были допущены ошибки. Дают оценку своей работы на уроке.
Личностные: оценивание собственной деятельности на уроке.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли;
Регулятивные: умение самостоятельно
анализировать свою работу.


8. Рефлексия (подведение итогов урока)
Инициировать рефлексию учащихся.


2 мин
- Кто считает, что усвоил тему "Обыкновенные дроби"? - Вы сегодня довольны собой? - Я тоже вами довольна.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Высказывают свои мнения.
Регулятивные: формирование позитивной самооценки.


9.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
1 мин
Учитель сообщает домашнее задание.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.



Заголовок 115