Презентация по русскому языку на тему Деепричастие (7 класс)


Деепричастие как часть речи Автор презентации – учитель русского языка Стебенева Наталья Алексеевна Цели урока: дать понятие о деепричастии;познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.Задачи урока:вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;выявить особенности употребления деепричастий;формировать орфографические умения и навыки. Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие Понятие о деепричастии Сравните предложения. Назовите основы предложений.В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли.Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm  Гвоздев Александр Николаевич Ученый-лингвист, член-корреспондентАПН РСФСР. Лингвисты о деепричастии 1892 - 1959 Сравни предложения Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.Белочка распушила хвост, прыгая по веткам. Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Равноправные действия Основное Добавочное Основное Добавочное Образование деепричастий Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крича, глядявыскочивзамахнувшисьиспёкши -а (-я)-в-вши-ши Общее значение Глагол Деепричастие Основное действие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая?Что сделав? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf Значение деепричастий Грамматические признакидеепричастий Глагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой Как? Как? Выводы Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.В предложении деепричастие является обстоятельством. Употребление деепричастий в речи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html Прочитайте отрывок из сказки-были М.М.Пришвина. Какими средствами языка создается яркое, образное описание сросшихся деревьев? Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие. Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая. Среди данных слов найдите деепричастия Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле.Брат склонил голову и писал что-то.Я открыл окно и залюбовался видом.Выйдя из дома, человек направился к машине.Человек, вышедший из дома, направился к машине.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.Разложив игры, дети сели в кружок. Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив. Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду,Трус хвастает уходя,Не замочив руки,Зная сердце змеи,Говорить не думая –Кто не подумав говорит,Не развязав мешок, не умоешься.не узнаешь, что в нем.тот вечно вздор твердит.что стрелять не целясь.не суйся в воду.а смелый – возвращаясь.бог лишил её ног. Можно ли так говорить? Идя из школы, пошел дождь.Возвращаясь домой, меня застала гроза.Включив телевизор, он показывал футбольный матч. Открывая книгу, из неё выпал листок. Основное действие и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу. Итоги урока Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …Деепричастие отвечает на вопросы …Деепричастие образуется от … с помощью …Деепричастие имеет признаки … и признаки …Подчеркивается в предложении …Вопрос к деепричастию задается от … Использованная литература Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012http://school-collection.edu.ru/http://elenaranko.ucoz.ru/http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png