Разработка интегрированного урока по литературе и истории на тему Детство, опаленное войной

Интегрированный урок истории и литературы в 6 классе по программе ФГОС.
Тема урока: «Детство, опаленное войной».
Цели:
- воспитание патриотизма, уважения к памяти, чувства сострадания;
- формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, общей культуры;
- развитие коммуникативных умений: развивать устную речь учащихся, выделяя главное, делая выводы.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с детьми-героями,
- дать представление о ВеликойОтечественной войне по воспоминаниям детей.
Развивающие:
- способствовать развитию речи;
2. продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора;
3. продолжить развитие умения анализировать прочитанный материал;
4. развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, краеведение);
5. активизировать познавательную активность на уроках истории и литературы.
Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, видеоролики, презентация, раздаточный материал (по книге Светланы Алексеевич «Последние свидетели»), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны.







Ход урока.
Учитель литературы: стихотворение «Возвращайтесь живыми»
Июнь... Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в сорок пятом, в мае.
Голос левита сообщает о начале великой отечественной войны
Учитель истории:«Великая Отечественная война Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах и на колхозных полях. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». «У войны не женское лицо, и тем более не детское». Да. Война – не детское дело. Но эта война была особенной она называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту родины.    До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.    ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.    Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.    Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.    Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.    И ни на миг не дрогнули юные сердца!    Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Учитель литературы:
Мы быстро подрастали, как грибы, Но только под свинцовыми дождями. Усталые отцовские ряды Все чаще пополнялись сыновьями. Война шла очень долго, без конца- Три года с гаком, по народным меркам, И за станком ушедшего отца Стояли мы, подростки-недомерки. Нам не хватило, может быть, трех дней, Чтоб быть в строю ударных батальонов, Чтоб заменить оплаканных парней, Ушедших в бой с подножек эшелонов. Как вы уже догадались, речь пойдёт детях, на чью долю выпали тяжёлые испытания Великой Отечественной войны.

Давайте вспомним их поименно.
Идет презентация «Дети-герои» под музыку из кинофильма «Звезда»
Учитель истории: а теперь ребята мы поближе узнаем о судьбе каждого из сообщений ребят.
Ученики рассказывают сообщение про Лару Михеенко, Витю Хоменко, Надя Богданову, Аркадия Каманина, Марата Казея.
МАРАТ КАЗЕЙ
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...    Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.    Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.    За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
АРКАДИЙ КАМАНИН
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо.
Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.    После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.    Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.    До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
ЛАРА МИХЕЕНКО
За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...    Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.
В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.    Участвовала она и в боевых операциях...    Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".
ВИТЯ ХОМЕНКО
Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр".    ...В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр".
 Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке...    Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути.    Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои.    Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.
НАДЯ БОГДАНОВА
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.     В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...   Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.    Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...    Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Учитель литературы:Мальчишки и девчонки сороковых Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло
Чтение стихотворения учеником:
Нам детство трудное досталось
Среди осколков ржавых, кирпичей,
О детских шалостях мечталось,
Но не было ни кукол, ни мячей.
Патроны, мины и гранаты-
Богатый выбор.
Смерть - вольна.
Немало сверстников взяла ты,
Оставленным оружием, война.
Потери эти не вносились в списки
Солдат, погибших на войне,
Не ставились над ними обелиски,
не потому ли больно мне вдвойне?
Учитель литературы: Об этих страданиях, о чувствах детей военной поры говорит Светлана Алексеевич в книге «Последние свидетели». Эта книга подвиг памяти.
Учитель истории: Впервые эта небольшая книга была напечатана в 1980-е годы и произвела очень сильное впечатление. Белорусская писательница Светлана Алексиевич собрала воспоминания множества людей, жителей сел и городов, которым в начале войны было от трёх до 12лет. 100 из них вошло в книгу. В ней нет как такового сюжета, а главные герои - не вымышленные, а реальные люди, поэтому их свидетельства об эпохе так искренни и правдивы: каждый вспоминает то, что невозможно забыть. Эти свидетельства - лучший учебник истории.
Учитель литературы:Да, это непростое чтение, но если не выслушивать "последних свидетелей", история может повториться вновь. Именно поэтому читать Светлану Алексеевич обязательно надо, именно поэтому её книги включают в школьную программу по литературе. Этот урок мы посвящаем последним свидетелям войны. В основе книги- война, увиденная детскими глазами. А это еще страшнее, чем война,запечатленная взрослым взглядом. Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого!
Анна Можейко - 7 лет. (Маммедова)
Трудно сегодня поверить, но в семь лет я запомнила больше, чем в десять. Особенно первые дни войны запомнила. Бегут все...У кого вещи, а у нашей бабушки все руки заняты детьми. И тут говорят, что нас окружили немцы. Взрослые стали закапывать вещи, кто бросать. А у меня была кукла и две маленькие тарелочки. Я тарелочки закопала, а куклу закапывать не хочу, не могу с ней расстаться. Рядом тоже маленький мальчик бежал, он одной рукой держался за мамину юбку, а в другой у него была собачка. Когда нас начали бомбить, он стал бледный-бледный и схватился за сердце: "У меня сердце болит..." Потом бросился в моей бабушке: "Бабушка, помолитесь богу, чтобы нас не убили!" Она плачет, и собачка его плачет. Моя бабушка никогда не молилась, а тут стала молиться: "Господи, где ты, если дети так страдают?.."

Галя Давыдова - 11 лет. (Иванова)
...Видела много фашистских солдат, но ни одного не помню. Мне казалось, что все они на одно лицо. И единственное, что я запомнила, - это страх. И еще - голод. Если рядом со мной кто-то что-то ел, я старалась скорее закрыть глаза и уснуть. Уснуть до того, как он начнет глотать.
Кончилась война, а я еще много лет спать боялась ложиться, боялась засыпать. Вдруг засну, а за мной придут... Или я умру... Что-то такое вот страшное со мной произойдет... Наступала ночь, и для меня это было мучение, кошмар. А увижу днем яркое солнце, плачу-плачу. Если день не солнечный, то ничего, а увижу яркое солнце, сразу вспоминаю родителей. У меня погибли отец, мать, две сестры... Остался один брат... После войны он нашел сначала мамину сестру. Он так изменился, что она его не признавала, пока он не улыбнулся... Только тогда она узнала улыбку нашего отца... И так мы были рады, что остался у нас один мужчина... Пусть еще мальчик...
Марина Карьянова - 4 года. (Вырва)
...Вот если бы спросить: что такое детство? Каждый бы сказал что-то свое. А для меня детство - это мама с папой и конфеты. Все детство я хотела маму с папой и конфет. За войну ни одной конфеты не то, что не попробовала на вкус - какая она, даже не видела. Первую конфету я съела через несколько лет после войны, через лет пять.
А маму с папой я не нашла. Даже фамилии своей настоящей не знаю. Подобрали меня в Москве на Северном вокзале.
- Как зовут? - спросили в детдоме.
- Мариночка.
- А фамилия?
- Фамилии не знаю...
Как хотелось, чтобы кто-то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех - горе. Иду по улице... Впереди мать детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставит - другого берет. .Сели они на скамеечку: она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла... Смотрела, смотрела... Подхожу к ним: "Тетенька, возьмите меня на колени..."

Дима Суфранков - 5 лет.(Гращенков)
...Не так по моему детскому сознанию ударило слово "война", как напугало слово "самолеты". "Самолеты!" - и мать стала нас сгребать с печи. А мы боимся с печи слезать, боимся из хаты выходить, пока она одного снимет, другой назад лезет. Нас - пятеро.
Если раньше птицы были далеко-далеко, высоко-высоко, то тут нас с птичьего полета расстреливают. И кажется, что это так низко, что нигде на земле не спасешься. Мама нас, меньших, рушниками к себе привязывала, а старшие сами бежали. Двоюродная моя сестра, ей было десять лет, несла своего братика пяти лет. Бежала-бежала, сил не хватило, и она упала. И пролежали они в снегу всю ночь, и он замерз, а она жить осталась. Выкопали ямку его похоронить, она не дает: "Мишенька, не умирай! Зачем ты умираешь?" Думали.что с ума сошла.
Жили мы в болоте, курени себе построили и так жили. Курени - это такие буданчики: одни голые бревна и дырка вверху... Для дыма. А внизу - болото... И зимой, и летом в них жили. На сосновых ветках спали. Пришли раз с мамой из леса, хотели что-нибудь в хате взять. Кто пришел, всех согнали в школу. Поставили на колени и направили на нас пулеметы. Стоят на коленях женщины и мы. И мы, дети, одного роста и пулеметами.
Слышим: в лесу стреляют. Немцы: "Партизаны!" - и к машинам. А мы - в лес...
После войны я долго железа боялся. Лежит осколок, а у меня страх, что он еще раз взорвется. Соседская девочка, три годика, нашла "лимонку"... И стала качать, как куклу... В тряпки завернула и качает... Граната маленькая, как игрушка, только тяжелая. Мать добежать не успела...
После войны в нашей деревне Старые Головчицы Петриковского района еще два года хоронили детей. Каждый день плакали матери...
История четырнадцатая
Саша Солянин - 14 лет. (Гулякевич)
...На рассвете нас повели на расстрел. Никогда так умирать не хочется, как утром. Нас было трое: двое военнопленных - два старших лейтенанта и я. Мальчишка... Меня словили в лесу, когда оружие собирал.

Они мне шепчут:
- Беги... Мы бросимся на конвойных, а ты прыгай в кусты...
- Не побегу...
- Почему?
- Буду с вами.
Я хотел погибнуть вместе с ними.
- Приказываем: бежать! Жить!
Один, Данила Григорьевич Иорданов, был из Мариуполя, другой, Александр Иванович Ильинский, из Брянска.
- Запомнил: Мариуполь, Парковая, 6?.. Запомнил?..
- Брянск, улица...
Стали стрелять.
Я бежал, и в голове у меня стучало: запомнил, запомнил, запомнил?..

Юра Карпович - 8 лет. (Соловьев или Шепетько)
...Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной...
Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз... Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: ",де!.."
Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь...
Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы - другие люди. Забуду, живу, как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь - и кричать хочется...

Учитель истории:Мы перевернули последнюю страницу, заглянув в трудное военное лихолетье. Безвинных страдальцев тех горьких лет война лишила детства, заставив слишком рано познать страх смерти, боль тяжелых утрат и лишения.
Учитель литературы:
Анализ прочитанного:
- Какие воспоминания на вас произвели наиболее сильные впечатления? ( Ученики высказываются).
- Какое впечатление на вас произвели истории жизни детей – героев?
- О чем помогает задуматься эта книга?
- Почему книга так называется «Последние свидетели»?
   Всё меньше людей остаётся, которые пережили войну. Наш долг – хранить память о них, перенимать их опыт. О книге С.Алексиевич можно сказать словами писателя В.Астафьева: « Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую правду, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».      Нынче место не злобе, не фразам,      Ради счастья и жизни на свете,      Что нацелились в наши сердца.           Ради воинов, павших тогда,      Люди верят в хорошее. В разум.       Да не будет войны на планете       А не в злое лукавство свинца.             Никогда! Никогда! Никогда!

- А какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Чем они вам запомнились?( Ученики высказываются).
Учитель истории:
Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».
Учитель литературы:
Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века 20-го, оставившим след в судьбе народа- к событиям великой отечественной войны! Сегодня мы сердцем прикоснулись к самой ее трагической странице – судьбе мальчишек и девчонок, перенесшим все тяготы и невзгоды лихолетья.
Пройдут годы. Новые поколения мальчишек и девчонок будут встречать рассветы, любоваться зеленью деревьев, радоваться жизни, ждать красивых праздников, дарить людям счастье  Когда-то Достоевский поставил вопрос: а найдется  ли оправдание миру,  нашему  счастью  и даже  вечной  гармонии, если  во  имя  этого,  для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?  И  сам  ответил  -  слезинка  эта  не оправдает ни  один прогресс,  ни  одну   революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка...
РЕФЛЕКСИЯ.

- Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
- Ребята скажите, пожалуйста, нужно ли сегодня спустя 70 лет говорить и писать о войне?
А значит, домашним задание вам будет сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли нам сегодня книги о войне?»
Звучит песня « Не отнимайте солнце у детей»


15