Роль школьного музея в нравственно-патриотическом воспитании учащихся



Тастамбекова Г.Б.
учитель истории СОШ № 24
г. Уральск
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Лихачёв Д.С.
Роль школьных музеев в патриотическом воспитании школьников
Школьные музеи — разновидность музеев учебных заведений. Создаются в школах и внешкольных учреждениях с учебно-воспитательными, познавательными и образовательными целями. Могут иметь самый различный профиль: исторический, мемориальный, географический, краеведческий.
Каждый школьный музей имеет особую и уникальную историю своего возникновения. Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей.
Основными направлениями деятельности музея являются:
Образовательное направление (на базе музея проводятся уроки, лекции, тематические экскурсии по предметам: история, обществознание, краеведение, география);
Научно-исследовательское.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приёмами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься сбором и поиском источников, формулированием гипотез, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
3. Экскурсионно-выставочная деятельность
Ежегодно организуются тематические выставки.
4. Культурно-досуговое
Традиционно музей является местом встречи ветеранов войны и труда, выпускников школы, учебным центром для проведения классных часов, мастер-классов и иных форм досуга.
Традиционными формами работы являются экспедиции по сбору краеведческого материала, оформление стендов и альбомов музея, подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий, тематических уроков, обучение методике и технологии учёта и хранения основного и вспомогательного фонда музея.
Инновационные формы работы связаны с научно-исследовательской деятельностью:
формирование основ научного мышления, знакомство с такими понятиями как актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, источниковедение, работа с источниками, интервью, опросы, беседы, оформление творческой работы и представление результатов поисковой исследовательской деятельности в форме презентации или защиты проекта, формирование и закрепление навыков коммуникативной деятельности.
Главной проблемой современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине. Поэтому целью работы музея в современных условиях является: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального их развития путём вовлечения в поисково-исследовательскую, краеведческую деятельность.
Школьный музей в СОШ № 24 работает с 2005 года. В формировании фонда музея принимали участие учителя, учащиеся, родители и ветераны Великой Отечественной войны. На базе фонда музея проводятся тематические экскурсии и уроки Мужества. Большую помощь в сборе материалов оказали ветераны Великой Отечественной войны, которые приносили материалы о войне и рассказывали на встречах с учащимися о военных годах.
Учащиеся школы ведут поисковую работу на основе документов, собирают альбомы по разным направлениям.
Разделы экспозиции музея:
«Никто не забыт, ничто не забыто»
«Нормандия -Неман»
«Ветеран полка Нормандия-Неман Ветров Н.Ф.».
«Герои Приуралья»
«Опалённые Афганом», « Н.С.Майданов»
«Летопись школьных лет»
«Букинистический отдел»
«Предметы старины»
Основными задачами музея являются:
1. Через изучение истории, сбор и сохранение экспонатов воспитание любви к Родине, родному краю, традициям и культуре народов, проживающих в Казахстане, бережного отношения к памятникам истории, культуры, к природе.
2. Участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в щколе3. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, города, области.
4. Учёт и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
5. Оформление и экспонирование материалов.
6. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
Работа школьного музея вносит огромный вклад в нравственно-духовном и патриотическом воспитании учащихся. Именно возможности музея, использование его фонда помогает ближе соприкоснуться с историей своего края, семьи, школы, заинтересовать учащихся к изучению истории и культуры народа. А знание и уважение истории и культуры своей Родины - это одна из основ патриотического воспитания.

Экспозиции: «Опалённые Афганом»
«Наши ветераны»

Экспозиция «Герои Приуралья»

Экспозиция: Н.Ф.Ветров-ветеран Великой Отечественной войны, Кавалер ордена Почётного легиона «Нормандия -Неман».

Экспозиция: Предметы жизни и быта жителей Приуралья
Экскурсия для первоклассников. Знакомство с музеем школы.
Тастамбекова Г.Б. учитель истории
СОШ № 24. г. Уральск
План работы школьного музея.
Цель: через изучение истории, сбор и сохранение экспонатов воспитание любви к Родине, родному краю, традициям и культуре народов, проживающих в Казахстане, бережного отношения к памятникам истории, культуры, к природе.
Задачи:
1. Подвести учащихся к пониманию сущности понятия патриотизма через организацию цикла музейных мероприятий.
2. Способствовать формированию патриотизма, гражданственности и духовно-нравственных качеств.
3. Развивать творческий потенциал участников мероприятий, социальный опыт, личную ответственность обучающихся, толерантность, инициативность, самостоятельность.
4. Стимулировать уважительное отношение подростков к старшему поколению, его жизненному опыту, содействовать укреплению связи поколений.
5. Приобщение учащихся к научно-исследовательской и поисковой работе, развитие умения учащихся анализировать исторические документы.
6. Развитие умений учащихся делать доклады, проекты.
№ Мероприятия Сроки проведения
I.                   Организационная деятельность
1 Планирование работы музея Сентябрь
2 Создание Совета музея Сентябрь
3 Подготовка экскурсоводов Сентябрь
4 Экскурсионное обслуживание музея среда
5 Обновление, пополнение, оформление экспозиций постоянно
II.                Поисковая деятельность
1 Поисковая деятельность по основным разделам музея В течение года
2 Поисковая деятельность по теме «Страницы истории школы» 1 четверть
3 Поисковая деятельность по теме «Выпускники школы» 3 четверть
4 Сбор материала по теме « Западный Казахстан – в годы Великой Отечественной войны» 4 четверть
III.             Экспозиционно-оформительская деятельность
1 Оформление материала по основным разделам музея В течение года
2 Создание альбомов по темам:
А) Западный Казахстан в годы Великой Отечественной войны
Б) Моя Родина -Казахстан Сентябрь
В течении года
В течении года
IV.              Культурно- массовые мероприятия
1 Встречи с учителями, выпускниками школы В течение года
2 Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны В течение года
3 Музейные уроки: а) История моей школы
Б) Алтын тенге
В) Уроки Мужества
Д) Ордена и медали сентябрь
ноябрь
февраль, май
декабрь
4 Круглый стол. Презентация альбома «История школы» Июнь