Урок по окружающему миру для 2 класса В гости к весне

МБОУ Новоназимовская СОШ № 4


















Тема урока: «В гости к весне».
Урок окружающего мира 2 класс.
Провела и подготовила учитель
начальных классов Юркова Т. В.











2017 г.
Цель урока:
Дать учащимся представления об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны.
Задачи:
Познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе с приходом весны.
Развивать у учащихся устную речь, наблюдательность, память, воображение.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; учебник «Окружающий мир, 2 класс» (авт. Плешаков А. А. 2 часть); рабочая тетрадь 2 класс, 2 часть (авт. Плешаков А. А.); карточки с индивидуальными заданиями; иллюстрации с изображением птиц, зверей, раннецветущих растений.






























Ход урока:
І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.
Учитель выдаёт трём ученикам карточки – задания для самостоятельной подготовки. Дети готовятся у доски.

Карточка 1.
Основные формы земной поверхности.
Назови основные формы земной поверхности. Выбери картинки с их изображением. Дай определение основных форм земной поверхности.
Как называют возвышения на равнинах? Выбери картинку с их изображением.
Как называют углубления с крутыми склонами на равнинах? Выбери картинку с их изображением.

Карточка 2.
Части холма и горы.
Что такое холм?
Что такое гора?
В чём сходство, в чём различие?
Покажи части холма и горы на таблице.

Карточка 3.
Части реки.
Назови и покажи на таблице части реки.
Определи и покажи на таблице левый и правый берега реки, левый и правый притоки реки.
Объясни, чем река отличается от озера.

Пока ученики готовят у доски, учитель разгадывает с классом кроссворд «Водоёмы».
Слайды 1 – 7.
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море.)

2. Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото.)

3.Лежит зеркало посреди поля:
Рама зелёная, стекло голубое. (Пруд.)


Тихий, Северный Ледовитый,
Атлантический, Индийский – это (океаны).

В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка. (Ручьи.)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река.)
Учитель. Какое ключевое слово получилось?
Дети. Родник.
Учитель. Что такое родник, или ключ?
Дети. Это место выхода подземных вод на поверхность земли. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.
Учитель. Разделите названные в кроссворде водоёмы на две группы. Объясните свой ответ.
Дети. Естественные и искусственные водоёмы. Естественные созданы природой, а искусственные – человеком.
Учитель. Какие ещё искусственные водоёмы вы знаете?
Дети. Водохранилище, канал.
Учитель. Для чего создают искусственные водоёмы?
Дети отвечают на вопрос; далее заслушивают и оценивают ответы своих товарищей, работавших с карточками – заданиями. Учитель делает вывод о том, как дети усвоили тему предыдущего урока.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Послушайте внимательно стихотворение А. А. Фета и скажите, о каком времени года в нём говорится:
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Дети. Говорится о весне.
Учитель. Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор в своём стихотворении?
Дети. Прилёт птиц; освобождение рек ото льда; солнце поднимается выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.
Учитель. О чём пойдёт речь на уроке?
Выслушиваются предложения детей.
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны.
ІV. Знакомство с весенними изменениями в неживой природе
Учитель. Представьте, что доска – это наш альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа в каждый из весенних месяцев. Перечислите их названия по порядку.
Дети. Март, апрель, май.
Учитель вывешивает таблички с названиями весенних месяцев на доску:
Учитель. Послушайте загадки о весенних месяцах. Скажите, о каком из месяцев идёт речь, какие признаки этого месяца вы услышали.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети. Март.
Слайды 8 – 13
Учитель.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети. Апрель.
Учитель.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это?
Дети. Май.
Учитель. Итак, все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на нашей картине. Начнём с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?
Дети. Светит ярче, чем зимой; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.
На доске по ходу урока появляются записи, которые оформляются в виде схем.
*Солнце выше, чем зимой
*Дни стали длиннее;
*потепление;
Учитель. Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?
Дети. Нет.
Учитель. Какой весенний месяц самый холодный? Самый тёплый? Почему?
Дети. В мае солнце поднимается выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае теплее.
Слайд 14
Учитель. Теперь нарисуем небо. Какое оно весной?
Дети. Голубое, высокое, по нему плывут белые лёгкие облака.
На доске:
*Небо высокое, голубое;
*облака белые, лёгкие;
Учитель. Какие осадки выпадают весной?
Дети. В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь.
На доске:
*осадки: снег, дождь;
Учитель. Бывают ли весной грозы? Когда?
Дети. В мае.
Слайды 15 – 16
На доске:
*первая гроза;
Учитель. Послушайте, как описывает Фёдор Тютчев первую грозу в своём стихотворении.
Дети слушают стихотворение.
Учитель. Что происходит с почвой весной? Прочему?
Дети. Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остаётся влажной.
На доске:
*оттаивание почвы
Учитель. Что происходит со снегом весной? Почему?
Дети. Поскольку становится всё теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится всё больше и больше, в мае весь снег растаивает.
Слайд 17
На доске:
*таяние снега, льда;
Учитель. Что происходит весной с водоёмами?
Дети. Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.
Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, так как он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
(туловище вправо, влево) –
Больше спать не захотел
(туловище назад, вперёд):
Шевельнулся, потянулся
(руки вверх, потянулись),
Взвился вверх и полетел
(машут руками).
Солнце утром лишь проснётся –
(протирают глаза)
Бабочка кружит и вьётся
(покружились).
Слайды 18 – 19
Учитель. В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.
На доске:
*ледоход;
*половодье;
Учитель. Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной? Как они связаны между собой?
Дети отвечают, используя записи на доске.
VІ. Изменения в неживой природе
Учитель. Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Дети. На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются серёжки, серебристые барашки, цветы, затем листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.
Слайды 20 – 22
На доске:
*набухание почек;
*цветение растений;
*появление листьев;
Учитель. Что происходит с травянистыми растениями?
Дети. Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.
Учитель. Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми.
Слайд 23
Дети рассматривают раннецветущие растения на с. 88 – 89 в учебнике.
Учитель. Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?
Дети. Как только растает снег, они начинают цвести.
Учитель. Почему же подснежники зацветают так рано?
Учитель выслушивает мнения детей и предлагает прочитать об этом на с. 89 в учебнике, чтобы определить, чьё мнение было верным.

Дети читают текст вслух по частям.

Затем делается коллективный вывод: подснежники получают питание из своих утолщённых подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ.
Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?
Дети. Ландыши, одуванчики, фиалки.
Слайды 24 – 25
Учитель. Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли это?
Дети отвечают.
Учитель. Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется их жизнь с приходом весны?
Дети. Возвращаются в родные края перелётные птицы. Они строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.
Выслушиваются сообщения обучающихся о птицах.
Учитель. Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?
Дети. Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.
Учитель. Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.

Всех перелётных птиц черней,
Он чистит пашню от червей,
Взад – вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица (грач).

Слайды 26 – 27

Учитель. Март – время прилёта грачей в родные края.
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)

Слайды 28 – 29
Учитель. Время прилёта жаворонков – начало апреля.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт,
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец.)
Слайды 30 – 31
- Конец марта – время прилёта скворцов.
Прилетел к нам, наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей.)
Слайды 32 – 33
- Соловьи прилетают в середине мая.

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Слайды 34 – 35
- Время прилёта в родные края – май.
На доске:
*появление насекомых;
*возвращение перелётных птиц;
Учитель. Как встречают весну звери?
Дети. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.
Слайды 36 – 37
Учитель. Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве. Что вы сможете сделать для охраны животных и птиц?
Дети. Не тревожить и не беспокоить птиц на гнёздах, иначе они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут.
- Развесить скворечники.
- Не разорять гнёзда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнёздах птиц.
На доске:
*изменение в жизни животных
VІІ. Работа в группах
Закрепление изученного материала
Работа проводится в группах. Каждая группа должна составить рассказ «Весна пришла» и отметить в нём, как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, происходящие в неживой природе, в жизни растений и животных.

После подготовки заслушиваются рассказы групп. Проводится коллективное обсуждение и анализ рассказов.
VІІІ. Рефлексия
Учащиеся выполняют задание 3 на с. 36 рабочей тетради, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.
ІX. Подведение итогов урока
Учитель. Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной? Как они связаны с изменениями в неживой природе?
Дети отвечают.
- А это значит, что весна пришла.
X. Домашнее задание.
Учитель. Прочитать текст в учебнике на с. 86 – 89; уметь пересказывать, отвечать на вопросы.
Самым любознательным – прочитать материал о раннецветущих травянистых растениях в книге А. А. Плешакова «Зелёные страницы».