Урок по окружающему миру для 2 класса В гости к весне







Урок по окружающему миру

во 2 классе

по теме « В гости к весне».



















Учитель: Некрасова М.В.












Цели: обобщить знания учащихся о природе весной; воспитывать любовь к природе, всему живому; развивать интерес к предмету, наблюдательность.


Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока: « В гости к весне»
Вступительное слово учителя.
Наступила весна. Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда ждут ее с нетерпением. Ведь это тепло пригреваемого солнышка, прекрасное настроение, ощущение чего-то особенного, может быть даже волшебного.
А знаете ли вы, какой голос у весны? Сейчас я включу музыку. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст вам настроение того, что происходит сейчас в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, или на речку, или на поляну. ( Звучит музыка « Вальс дождя»)
Это очень приятная музыка, правда! И я думаю, через нее вам передалось весеннее настроение. Вы совершили небольшое путешествие в мир весны. И это только начало.
Весну можно не только услышать в музыке, но и прочитать о ней во многих замечательных произведениях. Давайте вспомним некоторые из них. ( Чтение художественных произведений о весне В. Распутин « Весна»;
Я. Колас «Песня о весне».

3.Рассказ о пробуждении природы весной.( Использование иллюстраций.)
-Ребята, а как вы думаете, с чего начинается весна?
Первая победа солнца весна света. Она началась , когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели. Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление. Вторая победа солнца весна воды. Вот и паводок весенний разлив. Напоит вода землю.
Сейчас мы послушаем стихи об этой победе о весне воды. ( Читают два ученика.)


Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.


А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала сильней,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.


Молодцы! А кто из вас может сказать, о каком весеннем явлении говорится в этом стихотворении? ( О ледоходе.)
Ледоход. Как вы думаете, от каких слов произошло это слово? ( Лед идет.)
Давайте послушаем об этом признаке весны.
Кто хочет рассказать? ( Рассказ ученика о ледоходе и половодье.)
Молодец! Сейчас небольшая загадка. Это живая загадка и я думаю все легко ее отгадаете.( Под музыку вбегают дождинки.)
Кто догадался , что же это было? ( Дождь частое явление весной.)
Природа весной пробуждается. Была весна солнца, воды. А какая третья победа весны? ( Весна зелени.)
Посмотрите на эти иллюстрации и назовите первый весенний цветок.
Давайте вместе вспомним и прочитаем замечательные строчки стихотворения о подснежнике.

Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник. ( Хоровое чтение.)

Итак, дети, весна наступает со всех сторон. Весна кругом живет и дышит. Весна шумит со всех сторон.
4.Весенние изменения в жизни животных , растений , насекомых .
Ребята! У весны очень много важных дел. За весной приходит другое время года.
Какое? ( Лето.)
Конечно, весна , как хорошая хозяйка должна проверить, как лесные жители чувствуют себя после холодной зимы , как готовятся к лету. Все ли проснулись , поменяли шубки или вылупились на свет.
Я предлагаю совершить путешествие в лес , чтобы послушать о том ,как изменилась там жизнь. Пусть лесные жители сами нам расскажут об этом.
А отправиться на лесную полянку нам поможет веселая песня « Вместе весело шагать».
Физминутка.
Инсценировка рассказа о встрече весны лесными жителями.
Ландыш: - Я зацветаю в мае,
Когда весенний первый гром,
Грохочет в небе голубом.
В моих белоснежных цветках кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесен в красную книгу.

Одуванчик: - А я не жалуюсь. Расту везде, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный , а вот листья хрупкие, но, если оторвут, я выживу, корень-то в земле останется. Любят меня не меньше, чем другие цветы.



Мать-и-мачеха: - Эх, одуванчик! Цвести бы мне столько , сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются. А как пойдут листья, цветы пропадают. Одни листья- зонтики и растут. Иногда жук или муравей спрячутся. Один раз я даже пчелу укрыла.


Пчела: - Я людям мед готовлю , а цветы опыляю. Я сейчас вам кое-что покажу.
Вот- это цветок крокус. Он очень похож на подснежник. Но в лесу он не растет. А вот тюльпан, нарцисс-первоцвет. Все они уже распустились.

Учитель: - А теперь , Миша, расскажи, как ты чуть весну не проспал?

Медведь: Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг, проснулся косолапый,
Слышит каплет,
Вот беда!
В темноте пошарил лапой.
И вскочил, кругом вода.
Заспешил медведь наружу:
Заливает, не до сна.
Вылез он и видит лужи,
Тает снег. Пришла весна!


Белка: - А у меня запасов много было, не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую!


Лиса: - А я голодала. Одними мышками питалась.

Белка: - Брось Лиса. Ты каждый день в деревню за курами бегала. Один раз еле живая ушла.

Грач. (Рассказ о себе.)

7.Весенние изменения в жизни людей.
Учитель: - Друзья, занимайте места, садитесь и послушайте стихотворение. Оказывается, весна разбудила не только вас, но и Колю Веснушкина. Он у нас в гостях. ( Читает учитель.)

'' Что весна , ты принесла?''
И ответила весна:
''Принесла я вам ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов и зябликов,
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И еще я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и скалки,
Новые считалки''
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие,
В лесу травка на опушке
И у Коли на носу
Первые веснушки.

Рассказ Коли об изменениях в жизни людей с приходом весны.

Работа с учебником.
- Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами говорим о том, какие изменения происходят в природе, в жизни животных, растений, насекомых с приходом весны.
- Прочитаем об этом в учебнике.( Учебник А.А.Плешакова « Окружающий мир» стр.86-89.)
Написание мини-сочинения.
Учитель: - На доске вы видите несколько слов-помощников. Прочитаем их.
Мне бы хотелось, чтобы используя эти слова, вы написали небольшое сочинение на тему нашего урока « В гости к весне».
10. Чтение сочинений (2-3). Оценивание работ. Подведение итогов.















15