Статья в газету Сохраним наш язык!

Тимонова Зинаида Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа
Старооскольского городского округа Белгородской области


Сохраним наш язык!

Минуло десятилетие с тех пор, как мы вступили в XXI век – век компьютерных и информационных технологий. Далеко шагнул научно-технический прогресс. Люди стали достойно жить: они модно и со вкусом одеваются, отдыхают за границей, имеют добротное жильё, автомобили, высокооплачиваемую работу. Почти в каждой семье компьютер, позволяющий поддерживать связь с миром.
Казалось бы, все замечательно
Но не об этом мне, учителю с многолетним опытом работы в школе, хочется повести разговор, обращенный в первую очередь к молодому поколению.
Мы катастрофически мало внимания обращаем на родной язык, который, как воздух, как вода, всюду всегда с нами. Он стал привычным. Мы не замечаем его, как дыхание. А ведь он нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением.
К сожалению, языковая культура человека находится в опасности. Как часто мы в повседневной жизни даже не замечаем, правильно ли употребляем слова или обороты речи. Мы редко задумываемся над тем, какое бесценное сокровище нам дано и как небрежно мы стали обращаться с родным языком. А ведь в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души. По тому, как человек говорит, мы легко можем судить, с кем имеем дело. Наверное, никому не хочется выглядеть нелепо в глазах окружающих.
Наши подростки говорят безграмотно. Чаще всего речь, даже правильная, им кажется скучной, и им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых слов, которых не употребляют ни учителя, ни родители, ни старики. Думаю, что не беда, если они пытаются создать собственный молодежный язык, так называемый сленг: тащиться, прикалываться, клево, косить от армии, прикид, ловить кайф Страшно, когда у человека, кроме этого жаргона, нет ничего за душой, если молодой человек не имеет понятия о подлинной человеческой культуре, не читает достойных книг, формирующих красивую, правильную речь.
К сожалению, все чаще и чаще звучит в нашей речи словарь преступного мира: крыша, чернуха, параша, мент, лох
Нормой жизни стало сквернословие. Подростки налево и направо разбрасывают непристойные словечки, не стесняясь никого: взрослых, стариков, учителей, младших товарищей. Не хочется верить, что звучат они из уст ребенка, казалось бы чистого, светлого, еще не испорченного обществом.
Нецензурная лексика все больше расширяет свою географию: ругательства можно услышать и в школе, и во вполне солидном коллективе. Причины сквернословия пытаются объяснить тем, что в современной жизни слишком много нерешенных проблем. Вот и выливает русский человек все свои отрицательные эмоции хлесткими словами, не задумываясь, какое количество отрицательной энергии выбрасывает в окружающую среду. А это все впитывает в себя ребенок.
Более того, бранные слова наносят вред здоровью окружающих, так как сквернословие, по утверждению ученых, вызывает в организме необратимые последствия, аналогичные воздействию радиации: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Звуки определенной последовательности могут воздействовать на психику человека, «программируя» его настроение, характер, поступки. Выходит, мы сами строим свою жизненную программу. Употребляя нехорошие слова, мы убиваем себя изнутри.
Кроме того, сквернословие – смертный грех, перед Богом все открыто, поэтому надо стараться, чтобы ни одно плохое слово не звучало из наших уст. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» - дает нам завет святой Апостол Христов. Покуда мы попускаем подобным словечком осквернять наш собственный и чужой слух, не может быть и речи ни о какой правильной, богоугодной жизни. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», - предупреждает нас Евангелие.
Есть над чем задуматься!
Когда же начинается оскудение языка?
Оно происходит в момент его освоения в семье, во дворе, в школе. Не полюбившие с детства русскую классику, не приученные перечитывать её, держать дома на заветных полках родители говорят с детьми на убогом русском языке. Мы на каждом шагу видим этих родителей на улицах, в транспорте, в магазинах. Самые энергичные из них стали народными избранниками, демонстрирующими свой русский с экранов телевизоров. Неверное словоупотребление, поголовное неумение склонять числительные, имена собственные, географические названия, отвратительная артикуляция – все это косноязычие несется с телеэкранов и эфиров, ежеминутно размывая не только понятие о красоте русского языка, но и его нормах.
Если говорить о семейном чтении, то оно совсем стало редкостью. Вспоминаю своё детство. Я воспитывалась в многодетной семье. Чтобы прокормить пятерых детей, родители имели большое хозяйство, работали в колхозе. Но, несмотря на занятость, мама всегда находила время почитать нам интересные строчки, запомнившиеся на всю жизнь, побуждала нас поделиться прочитанным.
А что мы видим сейчас? Каждый раз в начале учебного года на уроках литературы интересуюсь, что прочитали ребята за лето. Большинство пожимают плечами, отдельные ограничиваются несколькими убогими фразами, представляющими пересказ, забыв автора и название произведения. Некоторые читают в лучшем случае разного рода энциклопедии. Появилось главное увлечение – компьютер, который напрочь заслонил чтение. Я уже не говорю о сочинениях. Их дети не любят и не умеют писать. Причина та же.
Где же выход? Как спасти язык от засорения, а себя от деградации?
Выдающийся ученый современности академик Д. С. Лихачев утверждал: «Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая».
Абсолютно согласна, так как язык, говоря словами А. М. Горького, - это «музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им». И тогда в обществе воспитанной девушки не каждому мальчику захочется выставлять себя грубым и необразованным.
Уверена, что каждый человек хочет быть счастливым, здоровым, желает добиться успехов. И одной из составляющих успеха является наша речь.
Хочу обратиться к нынешним школьникам: «Когда вы вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Будьте культурными людьми, владейте культурой чувств, культурой общения, умейте правильно, красиво и выразительно говорить и писать».







15