Технологическая карта урока А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс)


Технологическая карта урока
Учитель: Иванова Марина Владимировна, МБОУ «СОШ №1», г. Глазов, УР
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Учебник: УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: урок изучения нового произведения
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение. Часть 1», таблица «Особенности народной и авторской сказки»Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать рабочее место – 2 уровень, ставить учебные цели, осуществлять самоконтроль – 1 уровень; осуществлять проверку работ в паре, корректировать выполнение задания в группе, паре – 2 уровень.
Познавательные УУД:
- Прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям, осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника, осуществлять поиск информации в словаре учебника – 1, 2 уровень, ориентироваться в учебнике – 3 уровень.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы по тексту произведения – 1 уровень, сотрудничать в совместном решении учебной задачи – 2 уровень.
У большинства учащихся не сформированы:
Коммуникативные УУД:
- Задавать вопросы, уточнять непонятное, сотрудничать с товарищами, выполняя свою роль; слушать речь других.
Личностные УУД:
- Определять ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать;
Регулятивные УУД:
- Адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы; контролировать свои действия в процессе выполнения заданий.
Познавательные УУД:
- Прогнозировать по названию, составлять вопросы по названию о содержании и героях текста; ориентироваться в своей системе знаний
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные УД
уметь сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи 2 уровень – воспроизведение текста в соответствии с полученными знаниями
составлять словесный портрет литературного героя 1 уровень – выполнение под руководством учителя
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы 2 уровень – воспроизводить информацию без подсказки учителя
Регулятивные УУД
самостоятельно организовывать своё рабочее место 2 уровень – выполнение действий с взаимопроверкой
определять цели учебной деятельности на уроке 1 уровень – выполнение под руководством учителя
выполнять взаимопроверку учебного задания 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе, в паре
корректировать выполнение задания 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе
осуществлять самоконтроль и вносить необходимые изменения 1 уровень – выполнение под руководством учителя
оценивать групповую работу 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе
Познавательные УУД прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе
сравнивать героев произведения 1 уровень – выполнение под руководством учителя
определять особенности литературной и народной сказки 1 уровень – выполнение под руководством учителя
осуществлять поиск информации в словаре учебника, в толковом словаре 2 уровень – выполнение действий при работе в паре
Коммуникативные УУД участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения 1 уровень – выполнение под руководством учителя
выполнять роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении учебной задачи 2 уровень – выполнение действий в совместной групповой работе
задавать вопросы по тексту произведения 1 уровень – выполнение под руководством учителя
Личностные УУД принимать учебные цели, проявлять желание учиться 1 уровень – выполнение под руководством учителя
выбирать ценностные ориентиры 1 уровень – выполнение под руководством учителя
Этап урока, время этапа Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Орг. момент
1 мин. Проверить готовность к уроку Фронтальный Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места Регулятивное УУД:
самостоятельно организовывать своё рабочее место.
Активизация на познавательную деятельность.
1 мин. Настроить учащихся на урок Фронтальный - О чем-то скрипит половица,
 И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка. Настраиваются на тему урока Регулятивные УУД:
настраиваются на урок
Работа с текстом до чтения
10 мин. Развитие антиципации – умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям. Беседа Фронтальный - Прочитайте название произведения.
- Что можно узнать из заголовка?
- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
 Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
- Узнаем значение выделенных слов.
- Сформулируйте задачи на этот урок.
1. Читают название произведения
2. Прогнозируют по заголовку
3. Отмечают, что текст поделен на части
4. В словарике учебника находят значение неизвестных слов
5. Формулируют задачи урока
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
прогнозировать содержание текста по его названию, иллюстрациям,
осуществлять поиск информации по названию текста и иллюстрациям учебника,
ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск информации в словаре учебника.
Регулятивное УУД:
определять цели учебной деятельности на уроке.
Личностное УУД:
принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Работа с текстом во время чтения
15 мин Достижение понимания текста и создание его читательской интерпретации. Беседа Фронтальный
Работа в паре - Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
- Как вы думаете, хорошо быть жадной?
- К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она  в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
Кем теперь захотела быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста.
- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
- Кто такая царица?
- Какой должна быть царица?
 - Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Почему народ над старичком насмеялся?
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? 1. Читают текст по частям и отвечают на вопросы по каждой части
2. Выражают свое мнение
3. Вместе находят ответы на поставленные вопросы
4. Доказывают свое мнение Предметное УД:
читать текст осмысленно, передавая нужную интонацию.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы по тексту произведения,
работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра,
сотрудничать в совместном решении учебной задачи.
Регулятивные УУД:
осуществлять проверку работ,
корректировать выполнение задания.
Познавательное УУД:
осуществлять поиск информации словаре.
Предметное УД:
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы.
Работа с текстом после чтения
15 мин Достижение понимания на уровне смысла. Анализ
Рассказ
Беседа Групповая
Фронтальная 1. – Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте свой ответ, используя таблицу.
- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание?
2. Рассказывает о писателе.
3. Задаёт вопросы о теме текста, о её связи с мыслью автора.
4. Задаёт домашнее задание. 1. Находят сходства и различия сказки Пушкина с народными сказками
2. Слушают рассказ о писателе.
3. Определяют тему текста и соотносят её с мыслью автора.
4. Записывают домашнее задание в дневник. Предметные УД:
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы,
объяснять смысл названия произведения, его связь с содержанием.
Личностное УУД:
воспитывать ценностное отношение к семье.
Познавательные УУД:
Определять особенности народной и авторской сказки.
Рефлексия
3 мин Оценить собственную деятельность, спланировать дальнейшую деятельность. Фронтальная Предлагает продолжить начатые предложения. Читают начало предложения и продолжают его. Личностное УУД:
выбирать ценностные ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.