Пути развития коллектива. Практическое занятие для студентов педагогического колледжа.


Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні / Дата/ Date:
Топ / Группа/ Group:

Пән / Предмет/ Subject: Методика воспитательной работы
Сабақтың тақырыбы / Тема занятия/ Theme: Коллектив.Пути развития коллектива.
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: урок повторения и систематизации знаний.
Сабақтың түрі /Вид занятия/ Kind of the lesson: практическое.
Мақсаты / Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: повторение теоретических основ понятий «коллектив»; обобщение, систематизация и совершенствование знаний;

дамытушылық / развивающая/ developing: развитие практических навыков формирования коллектива; развивать самостоятельную познавательную деятельность, умение анализировать обобщать, сравнивать, умения обосновывать свои суждения; развивать грамотную монологическую речь; формировать положительную мотивацию к учению;
тәрбиелік / воспитательная / bringing-up: воспитывать гражданскую поицию и социальную активность будущего учителя; повышать ответственость будущего педагога за воспитание будущего поколения; повышать имидж профессионального статуса учителя.

Көрнекі құралдар / Оборудование/ Resources: Интерактивная доска, раздадочный материал, НДМ.
Әдебиет / Литература/ Literature:
Послание Президента РК народу Казахстана / Стратегия «Казахстан -2050» / от 2012 года.
Подласый П.И. / Педагогика. Книга 2. Часть 3 / 2003 Г.
Макаренко А.С. / Педагогическая поэма / 1987 г.
«Учительская +» / №41 (131) / 24.10.2014 г.
Негізгі түсініктер / Основные понятия / Fundamental ideas: личность, коллектив, стадии развития коллектива, субъект, актив, педагогическая позиция, психолого – педагогические условия.
Ход урока
Организационный момент.
- приветствие;
- психологический настрой;
- обзор – полит.информации по газете «Учительская +»
- целеполагание.
Актуализация знаний.
- работа по карточкам;
- взаимопроверка;
Практическая работа
- самостоятельная работа студентов (работа в подгруппах);
- презентация вопросов;
- работа с интерактивной доской.
Рефлексия.
- прием «Кубик»;
- просмотр фрагмента фильма «Педагогическая поэма»
Сабақ даму (Ход занятия):
Огранизационный момент. (7 мин.)
Приветствие.
Единые требования: отсутствующие, внешний вид.
- Прежде чем приступить к основной части урока, предлагаю такой педагогический прием как «Круг радости», вы обучаетесь в одном учебном заведении, в одной группе уже на протяжении полутора года, за это время вы прошли определенные стадии развития коллектива, коллектива студенчества.
Психологически настрой. Учитель передает студентам игрушку со словами, каждый из студентов должен будет дать характеристику своему коллективу. Например: «Наш коллектив веселый, сплоченный, ответственный, жизнерадостный и т.д.» каждый студент дополняет предложение.
Группа - это большой коллектив единомышленников. Если коллектив дружный, то учиться весело, легко и увлекательно.
- Тема нашего занятия «Коллектив. Пути развития коллектива», занятие наше практическое, в ходе которого мы попытаемся проследить на сколько актуальна тема коллектива в нашей педагогической деятельности, посредствам областной еженедельной общественной информационно – образовательной газеты «Учительская плюс». Традиционный обзор полит.информации.
Обзор полит.информации по областной еженедельной общественной информационно – образовательной газеты «Учительская плюс».
Мотивационный вопрос урока.
- Как вы для чего мы будем повторять эту тему?
Во – первых для будущей профессиональной деятельности, что бы знать, как происходит формирование и становление коллектива учащихся, во – вторых для того что бы регулировать отношения в классе, выбрать правильное направление работы, в третьих для успешного прохождения педагогической деятельности, т.к. в 4 семестре вам предстоит написание характеристики на учебный коллектив.
II. Актуализация знаний
- Для того что бы приступить к работе в группе, предлагаю работу по карточкам - индивидуально, вам необходимо будет дать определение понятию и записать ассоциативный ряд, для данного определения, данное задание направленно на повторение раннее изученного.
Работа по карточкам. Регламент времени 5 мин. Взаимопроверка.
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД
Патриотизм это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее Родина, Казахстан, Костанай, государственные символы и т.д.
Духовно – нравственное воспитание формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегулиции. Толерантность, уважение, дружба и т.д.
Коллектив группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива Семья, класс, группа, коллеги и т.д.
Форма воспитательной работы это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной воспитательной целью. Игра, классный час, беседа, ярмарка, эстафета и т.д.
Классный руководитель это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. - формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
-защита прав и интересов обучающихся;
Взаимопроверка.
- Как вы думаете для чего необходимо обосновывать оценивание работ?
Потому что вы должны уметь обосновывать как и за что вы ставите ту или иную оценку..
- Вы смогли правильно определить основные понятия, теперь попробуйте выстроить логическую цепочку из данных понятий по теме занятия?
(КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ организует КОЛЛЕКТИВ, в процессе различных направлений воспитания таких как гражданско –патриотическое, ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ и т.д., воспитывая в учащихся чувство коллективизма, толерантность, ПАТРИОТИЗМ по средствам различных ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ)
III. Практическая работа.
Работа в микро группах.
Студенты делятся на 5 микро групп, одна из которых выступает в роли администраторов, данные студенты слушают выступления групп, готовят вопросы к выступающим, оценивают работу по оценочным листам.
№ п/п ФИ студента Работа в группе Владение терминологическим аппаратом Аргументирование ответов Владение монологической речью

Каждой из групп предлагаются характеристика коллектива, задание на узнавание стадии коллектива и описание этой стадии.
№ п/п Содержание Стадия коллектива
1 Построенная в новом микрорайоне школа радовала и родителей, и детей. Первые дни сентября были наполнены радостью учеников, их знакомствами с учителями, друг с другом. Воспитательница группы продленного дня 2-го класса повела детей на прогулку в соседний парк. Дети мирно рассматривали деревья, пожелтевшую траву. Воспитательница предлагала ребятам поиграть в известную игру, но игра почему – то не получалась. Так и возвратились дети чинно и тихо в классную комнату. 1 стадия
2 В классе нет чего-то такого, что было бы важно для всех. У коллектива как бы нет стержня, общей цели. Вроде бы неплохо, что после уроков одни идут в спортивные секции, другие – в кружки. Но каждый сам по себе. Дела в классе их мало интересуют, большинство ребят к ним совершенно равнодушны. Классный руководитель убедил актив провести вечер, чтобы как-то сблизить ребят. Создали актив дела, который старательно придумывал, готовился, изобретал, но на вечер пришла половина класса. 2 стадия
3 Класс организованный, считается лучшим в школе. Активно действует. Проводится много интересных дел, в планировании и организации которых принимает участие большинство ребят. Староста класса – волевая и решительная девушка. Заскучать никому не дает. Да и остальные – деловые ребята. Правда, иногда актив бывает так заинтересован в результатах какого-либо дела, что забывает о самих его участниках. Учащиеся гордятся своим коллективом. Они прямолинейны на собраниях, никому спуска не дают. Общественное мнение играет большую роль в жизни класса.
3 стадия
4 Сельская школа. Начало зимы. Предыдущие дни шли дожди И вдруг ночью температура упала до -10, пошел снег. На утренней линейке учащимся одного класса, было дано поручение, после уроков залить ледовую площадку на школьном дворе Исполнителями назначили учеников 5-го класса.
После завершения уроков ученики разошлись по домам. Но в назначенное время все ученики 5-го класса вернулись в школу с лопатами, другим инвентарем и начали подготовку площадки для заливки воды. Все делали ловко, по-хозяйски. Руководил процессом староста класса. До наступления темноты ледовая площадка была залита водой. Классный руководитель совсем не вмешивался, он только перед началом работы предупредил учеников: «Если возникнут какие-то проблемы, позови меня». 4 стадия
Работа с интерактивной доской.
В ходе работы каждая группа получает дополнительное задание.
ЗАДАНИЕ № 1.
Этап
Субъект воспитания Требования
1 этап Учитель требования опосредованные
2 этап Актив общественное мнение
3 этап Коллектив прямые, ясные, решительные требования
4 этап
Личность каждый сам предъявляет к себе определенные требования.
ЗАДАНИЕ № 2.
Установите последовательность средств формирования коллектива по степени наибольшей важности:
А) коллективные игры, занятия, прогулки, совместные переживания и впечатления;
Б) дружный коллектив взрослых в детском учреждении;
В) этические беседы о дружбе, чтение художественной литературы, напоминания.
В развитии коллектива есть несколько этапов, мы их рассмотрели и можно сделать вывод, что любой колллектив проходит эти этапы но бывают в процессе и проблемы, это связанно с тем, что в каждом коллективе есть подгруппы, и классный руководитель должен создать точки соприкосновения.
V. Рефлексия.
- В своих рассуждениях вы опирались на педагогические идеи А.С. Макаренко, а почему?
- Кем являлся А.С.Макаренко?
Прием «Кубик»
Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, над каким вопросом размышляет группа по итогам занятия.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. С чем это связанно... (С какими темами по изучаемой дисциплине можно связать данную тему занятия?)
2. Проассоциируй это... (Какие ассоциации возникают по ходу данного занятия?)
3. Для чего необходимо изучать данную тему?
4. Примени это… (Где можно применить знания по данной теме?)
5. Под влиянием каких факторов (или их отсутствия) коллектив вашей группы находится на данном уровне развития?
6. Составьте синквейн по теме занятия. (пятистрочник)
Просмотр фрагмента фильма «Педагогическая поэма».
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Описание упражнения: Учитель: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!» Ну вот, все подарки подарены, задания выполнены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»