Описание передового педагогического опыта работы


Северо –Казахстанская область
Аккайынский район

Описание педагогического опыта
для внесения в районную базу данных учителя начальных классов Чаглинской средней школы Ефремовой О.В. по теме
«Формирование и развитие у детей положительной мотивации
к учебной деятельности
через групповую работу на уроке»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».И.Г.Песталоцци
а. Шагалалы, 2015г.Описание передового педагогического опыта
для внесения в районную базу данных
Опыт работы Ефремовой О.В.
Раздел 1
Информационный
Сведения об авторе опыта: Ефремова Ольга Викторовна
Год рождения: 1972
Домашний адрес: а. Шагалалы Аккайынского района Северо-Казахстанской области,
тел. 2-36-21
Закончила: 1992 год Петропавловское педагогическое училище (начальные классы), 2006 год Карагандинский Гос. университет (социальный педагог), в 2015 году поступила в «Академию Кокше» (начальные классы)
Педагогический стаж: 23 года
Место работы: Чаглинская средняя школа
Должность: учитель начальных классов
Звания, награды: благодарственное письмо Акима округа 2010г, благодарственное письмо директора школы 2011г, сертификат за участие в конкурсе «Лучший педагог» 2013 г, диплом 3 место за участие в областном конкурсе детских проектов 2013 г.,
сертификат за участие в районном туре областной олимпиады учителей начальных классов, 2014 г, благодарственное письмо директора школы 2014г., сертификат за предоставление педагогического опыта на областной конференции 2015 г.,благодарность Акима Аккайынского района 2015 г.
Результаты аттестации: 2011г. Присвоение первой квалификационной категории
Участие в профессиональных конкурсах: областной конкурс детского проекта 2013 г, «Лучший педагог» 2013 г, участие в районном туре областной олимпиады учителей начальных классов, 2014 г, «Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в 4 классе»- методическое пособие республиканский конкурс 2015г,
Публикации: статья «Суд над современным уроком» 2013 г., районная газета, публикации на персональном сайте: http: //учительский.сайт// 108302, методическая разработка «использование ТКМ на уроках литературного чтения в 4 классе» на сайте infoUrok.RU
Тема опыта: «Формирование и развитие у детей положительной мотивации к учебной деятельности через групповую работу на уроке»
Опыт представлен: подробным описанием опыта, презентацией
Длительность функционирования опыта: с 2012 года
Степень новизны опыта: формирование свободной, современной личности, обладающей развитыми коммуникативными способностями, воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Содержательно-целевая направленность опыта: содержание образования
Целостное описание опыта работы
Условие возникновения, становления опыта и его актуальность
 Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
       Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.
       Я хочу приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей.
Теоретическое обоснование опыта

 Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.              
Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Организацию групповой работы начала в третьем классе. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-раздача дидактического материала;
-планирование работы в группе;
-индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
-сообщение о результатах работы группы;
-общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
В своей деятельности, применяя элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе, замечаю, что первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Методы обучения в группе.
В работе часто использую такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
Как руководить группами кооперативного обучения?
В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
· чтец читает вслух;
· секретарь - записывает что-то от лица группы;
· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
· хронометрист следит за временем.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.
Правила организации групповой работы
Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
-убедись, что в разговоре участвует каждый;
-говори спокойно и ясно;
-говори только по делу.
Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.
Во время групповой работы контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.
В своей педагогической деятельности следую общим правилам проведения групповой работы:
При построении учебного сотрудничества всегда учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
Вводя новую форму сотрудничества, даю ее образец. Вместе с 1-2 детьми у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентирую форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?"...). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
По моим наблюдениям, по-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три сценки "неверного" общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с кем-то из взрослых). Во-первых, это типичный детский спор по схеме: "Нет, я прав!", "Нет, я!" (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс начинает формировать общественное мнение: "Так общаться смешно и глупо" - и легко выводит конструктивное правило: "Свое мнение надо не навязывать, а доказывать". Стоит разыграть и высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: "Обязательно спрашивай у товарища его мнение".
Соединяю детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендую: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
Основные противопоказания при организации групповой работы.
Наблюдая совместную деятельность учащихся, я пришла к выводу:
- Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
- Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
- Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
- Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешаю ему отсесть
- Не позволяю себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках (но один на один с ребенком стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
- Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
- Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.
Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.
Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.
Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь хвалю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.
Раздел 2
Технологический
Актуальность опыта
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся, активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Задачи:
Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельную деятельность, самоанализ, самоконтроль
Формировать навыки определения ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора
Совершенствовать умение успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.)
Разработать методическое пособие по теме опыта
Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность
Для реализации целей и задач, обучение осуществлялось по Учебной программе основного среднего образования, Астана, 2012 год
Основная форма занятий – групповая работа на уроках
Формы организации деятельности: групповая, парная, индивидуальная
Приемы: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм
Технологии обучения: проблемно-исследовательские
Педагогическая технология
1 этап – подготовительный:
Изучение научно-методической литературы
2 этап – основной
Разработническая деятельность
- создание технологического процесса групповой работы
2. Исследовательская деятельность
- отслеживание результативности выполненной работы, мониторинг успеваемости
3 этап – заключительный
Описание работы опыта
Изучение, обобщение и распространение на уровне школы, района
- Выступление на педагогическом совете «применение современных технологий на уроке» 2014г
- Проведение коучинг-занятия «Формы групповой работы» 2014г
- Открытые уроки 2014, 2015 г
- Менторинг
Результативность опыта:
Динамика учебных достижений учащихся
Учебный год Отличники Ударники % успеваемости % качества Динамика (+,-)
2012-2013 1 6 100 50,0 2013-2014 1 7 100 58,2 +
2014-2015 1 7 100 61,5 +
2015-2016
(1-я четверть) 1 7 100 61,5 -
Результаты участия в интеллектуальных конкурсах
№ Наименование конкурса Результат Дата Фамилия участников
Русский медвежонок Сентификат 2012 -2013 Гончаров Дмитрий
Человек и природа Сертификат 2012 -2013 Урбанавичюс Алина
Русский медвежонок Сертификат 2013 -2014 Гончаров Дмитрий
Акбота Сертификат 2013 -2014 Плющенко Алена
Русский медвежонок Сертификат 2014 -2015 Гончаров Дмитрий
Акбота Сертификат 2013 -2014 Вендеровская Екатерина
Пони Сертификат 2014-2015 Горбачева София
Раздел 3
Внедренческий
Условия функционирования опыта
Функционирование и апробация данного опыта осуществлялась при следующих условиях:
- Тип образовательного учреждения: средняя общеобразовательная школа
- начальные классы
- материально-техническая база позволяет организовать и провести данный педагогический опыт в полном объеме, кабинет оснащен необходимой наглядностью, дидактическим, раздаточным, демонстрационным материалами
Педагог имеет первую квалификационную категорию, в 2011 году пройдены курсы «Использование инновационных приемов на уроках в начальной школе», в 2014 году курсы юбучения учителей по программе второго (основного) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров РК, в 2015 году курсы по теме: «Обучение чтению и письму в начальной школе на основе применения технологии критического мышления»
Главная идея опыта и его теоретическая база
Групповая форма работы делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю постоянно контролировать знания, умения и навыки у детей всего класса. У учеником повышается положительная мотивация к учебной деятельности. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать задания, дифференцированные по трудности, по объему учебного материала.
Перспективы применения опыта в массовой практике
Опыт по проблеме: «Формирование и развитие у детей положительной мотивации к учебной деятельности через групповую работу на уроке»представлялся на ШМО 2015г, районном семинаре 2015 г
Информационная карта передового педагогического опыта
Автор – Ефремова Ольга Викторовна
Аккайынский район, Северо-Казахстанская область
Чаглинская средняя школа
Занимаемая должность – учитель начальных классов
Стаж педагогической работы – 23 года, квалификационная категория – первая
Тема педагогического опыта: «Формирование и развитие у детей положительной мотивации к учебной деятельности через групповую работу на уроке»
Цель педагогического опыта: Активизация познавательной деятельности учащихся, активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Краткое описание опыта: наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах, каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Эффективность опыта в предоставлении учащимся возможности проявить творческие способности, применить свои знания, умения и навыки в дальнейшей образовательной деятельности
Экспертное заключение: рекомендован для обобщения педагогического опыта на районном уровне
РЕЦЕНЗИЯ
на материалы целостного описания педагогического опыта
Ефремовой Ольги Викторовны,
учителя начальных классов Чаглинской средней школы
Аккайынского района Северо – Казахстанской области

Ефремова Ольга Викторовна с 2012 года работает по теме «Формирование и развитие у детей положительной мотивации к учебной деятельности через групповую работу на уроке»
Актуальность данного опыта заключается в развитие познавательных интересов, сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами, обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.
Воплощение основных идей работы в практику приводит к следующим результатам:
формируется умение работать с информацией;
развиваются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
исчезают неуспевающие, увеличивается число “хорошистов”;
повышается активность учащихся, растет интерес к предмету. По результатам диагностики высокий уровень мотивации имеют – 42,9 % учащихся, средний – 47,6 % учащихся, низкий 9,5 % учащихся;
становится больше увлеченных ребят.
Опыт обобщён учителем. В рамках работы Ольгой Викторовной усовершенствована методика использования групповой работы в образовательном процессе на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведенного мониторинга с учащимися и представлена в виде таблицы, а также в участии педагога в различных интеллектуальных конкурсах, предметных школьных олимпиадах, республиканских и международных олимпиадах, интернет – олимпиадах.
Данный опыт работы вызывает интерес у коллег и при соблюдении определенных автором педагогических условий может применятся в любом образовательном учреждении, что отмечено членами педагогического коллектива Чаглинской средней школы.
Считаю, опыт работы Ефремовой О.В., целесообразно внести в районный банк данных передового педагогического опыта.
Заместитель директора
Чаглинской СШ по УВР: /Е.А. Никитцова/