Из опыта применения метапредметного подхода на уроках географии


Саломасова Н.В., Белая Е.А., Выдрина Н.А.
Из опыта применения метапредметного подхода на уроках географии
МБОУ СОШ №8г. Бирск РБ, Лицей, г. Бирск РБ, СОШ,с. Старобурново, РБ
Новый образовательный Стандарт включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Метапредметные умения способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению. Они помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов. В связи с этим, в рамках изучения географии необходимо устанавливать взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.
Проблема успешного использования метапредметного подхода учителем на уроках географии состоит в том, что многие знания по другим предметам, важные для понимания географических явлений и процессов, учащиеся приобретают с опозданием. В связи с этим применение элементов знаний из курса химии при изучении географии в 5-7 классах можно считать пропедевтикой.
Так, например, изучая атмосферу, гидросферу или литосферу, учащихся 5 класса можно знакомить не только с названиями соединений, которые входят в состав изучаемых географических объектов, но и с химическими формулами этих веществ. А при знакомстве с природным явлением - вулканизм, можно провести демонстрацию химических опытов, внешние признаки которых напоминают извержение вулкана.
Кроме того, метапредметный подход можно эффективно применять при использовании такой формы урока, как деловая игра, которая вызывает интерес школьников, активизирует их к получению социально значимых знаний и умению решать задачи профессионального характера. Так, при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы» в курсе 8 класса «География России» происходит знакомство с географией озер России, на примере озера Байкал.
Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля:
географы - дают характеристику географического положения о.Байкал;
геологи - знакомят с возникновением и этапами развития озера;
климатологи - изучают климатические особенности зоны, в которой находится озеро;
биологи - рассматривают растительный и животный мир водной среды и прибрежной зоны Байкала;
химики - дают информацию о химических предприятиях, сосредоточенных на берегах озера;
экологи - описывают имеющиеся проблемы, связанные с охраной и защитой Байкала от воздействий хозяйственной деятельности человека.
При этом, часть информации для групп предоставляет учитель, часть учащиеся должны подготовить дома, используя ресурсы Интернета. Так, ребята могут найти или сделать сами презентации с изображением озера, его обитателей, последствий деятельности химических предприятий и т.п.
В ходе урока каждая группа учащихся работает по составленному учителем плану, а затем осуществляется доклад собранной информации. По результатам всех выступлений осуществляется заполнение таблицы или составление опорных схем, делаются конкретные и обобщающие выводы.
Применение метапредметных связей на уроках не только обоснованно, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к изучаемым темам, и, как следствие этого, рост количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. При постоянном использовании в учебно-воспитательном процессе метапредметного подхода формируется устойчивый интерес учащихся к изучаемому материалу и учебному процессу в целом. В итоге у ученика развиваются способности, и появляется возможность решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных.
Белоболова Е.А. Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения // Наша новая школа. 2011.№4.С. 15-16.
Болотникова Н.В. «География. Интегрированные уроки в школе 6-10 классы». Издательство «Учитель». Волгоград. 2007.