Презентация по географии на тему: Реализация метапредметного подхода в обучении географии


Тема: «Реализация метапредметного подхода в обучении географии» Метапредметный подход Основная мировоззренческая идея – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения. С точки зрения содержания метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности. Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер.Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомство со знаниями человечества о нем. Метапредмет «Знак» формирует у школьников способность схематизации. (Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются осмыслить, то, что хотят сделать.) Метапредмет — «Знание» формирует свой блок способностей. (Например, способность работать с понятиями, т. е. способность работать с системами знаний). В рамках данного метапредмета дети осваивают технику «знающего незнания». (Школьники учатся формулировать то, что именно они не знают, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска.) Метапредмет «Проблема». (Здесь обсуждаются вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Учащиеся осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения.) Метапредметность как инструмент формирования комплекса базовых способностей Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схем. Узнай реку. Части реки Наиболее экологически опасные отрасли Добыча угля Производство искусственных материалов, ВПК Сосредоточение их в одном месте Энергетика Испарение Конденсация пара Осадки –дождь Осадки –снег Ветер Круговорот воды в природе Подземные воды Грунтовые воды Ледники Родник Реки Океан Суша Сточное озеро Бессточное озеро Образование постоянного ветра IЭГП 1.Положение в пределах страныЦентральное или столичное. 5.Изменения во времени.После распада СССР регион приобрёл пограничное положение. 2.Экономическое окружение:С - Северо-Западныйи Северный районыВ - Урало-ПоволжьеЮ - Северный КавказЗ - Белоруссия, Украина 4.Транспортное положение:Москва - главный транспортный узел России.Радиально - кольцевой каркас дорог.Густая транспортнаясеть. 3.Положение к топливно-сырьевым базам. Граничит с топливно-сырьевыми базами:Северо - Европейская,Урало - Поволжская. Вывод. ЭГП очень выгодно и оказывает большое влияние на развитие хозяйства региона. Способность работать с системами знаний. Освоение приёма исследовательской деятельности на разных этапах изучения рельефа Рельеф 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Исследовательская деятельность Освоения приема чтения рельефа по карте Изучение рельефа материков на основе анализа и сопоставле-ния карт. Выявления закономерностей в размещении рельефа и полезных ископаемых. Выявление связи между свойствами рельефа и возможностями освоения территории. Исследовательский приём Прием чтения карты Сопоставле-ния карт. Выявление аналогии между материками. Анализ причинной зависимости строения земной коры и рельефа Поиск связей между рельефом и освоеннос-тью территории Способность определять границу собственного знания – незнания.Способность проблематизации, целеполагания.Способность постановки задач, перевода проблем в задачи.Способность к поиску и рефлексии средств решения задачи. Цели метапредметного подхода - Предметная цель – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. - Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировозренческих установок, ценностных, культурологических позиций. Идеи нового ФГОС определяют инновационныеособенности курса географии: направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме. Ориентация курса географиина планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ Образовательные (основа предметных знаний) Деятельностные(опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные(применение знаний и умений в учебной деятельности иречевой практике) Регулятивные Коммуникативные Познавательные Аксиологические (ценностные) Морально -этические Индивидуально - личностные Личностные результаты обучения географии в 6 – 11 классах понимание географии как одной из основных национально-культурных ценностей российского общества, а также роли предмета как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности географии; уважительное отношение к родному краю, гордость за него; умение учиться, самостоятельно получать знания в области географии, организовывать исследовательскую деятельность по предмету. Метапредметные результатыобучения географии Коммуникативноцелесообразное взаимодействие с людьми, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса Ради чего учить? Чему учить? Как учить ? Обновлено содержаниекурса, усилена деятельностнаясоставляющая Уточнены цели обучения, усилендеятельностныйаспект целеполагания Расширены методическиеприемы, обновленысредства обучения,позволяющие реализоватьдеятельностный подход Системно- деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющейнашёл отражение во всех традиционных компонентах курса географии «Теоретические сведения» «Знайте и применяйте» «Обратите внимание» «Любознательным» Дифференцированный подход в предъявлении теоретического материала ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ Предназначен для обязательного чтения, анализа и усвоения Способствует формированию правильного способадействия в процессеязыкового анализа Обеспечиваетпропедевтическуюработу с сильнымиучащимися Развивает познавательныйинтерес учащихся кпредмету Становится основойсамостоятельнойработы для сильныхучащихся Развивает познавательныйинтерес учащихся кпредмету Обеспечивает углубленное изучениетемы Реализация межпредметных связей в обучении Целенаправленное формирование метапредметных умений и навыков: Коммуникативных владение видами речевой деятельности, навыками информационно-смысловой переработки текста, продуктивной коммуникации. Регулятивных управление своей деятельностью: формулирование цели, планирование, прогнозирование результатов, контроль и оценка деятельности, внесение коррективов. Познавательных выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие. Ожидаемые результаты освоения программы Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. С точки зрения развития мотивационных, инструментальных ресурсов личности Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Элберт Хаббард)