Статья на тему ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРАТИКА. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» В ПРОФИЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРАТИКА. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» В ПРОФИЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
 
Одними из центральных терминов в курсе информатики, являются «информация» и «системы счисления». Это очевидно, хотя бы потому, что с термином «информация» связано название предмета, а понятие «системы счисления» ведет к пониманию принципов хранения информации в компьютере и является связующим звеном между двумя предметами: информатикой и математикой. Являясь смежной с математикой, тема «Информация. Системы счисления» вносит вклад и в фундаментальное математическое школьное образование [2, с.146].
В настоящее время тема «Информация. Системы счисления» изучаются в средних и старших классах. Для изучения данной темы по учебникам профильного уровня отводится разное количество часов.

Автор, название учебника
Кол-во часов

1
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса Авторы: Семакин И. Г., Шеина, Т.Ю., Шестакова Л. В.
30

2
Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10-11 классы.
Авторы: М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов.
29

3
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса
Н.Д.Угринович
30

На наш взгляд наиболее подходящим учебником для изучения данной темы является учебник Н.Д. Угриновича, в котором наиболее полно и понятно описана теория по темам «Кодирование информации» и «Системы счисления», подробно и пошагово разобраны примеры после каждого параграфа.
Для реализации данного учебно-методического комплекса в электронном виде, нами был разработан электронный учебно-методический комплекс по информатике на тему «Информация. Системы счисления», предназначенный для учителя, который может использовать теоретические и дидактические материалы ресурса для подготовки занятий. Для создания электронного ресурса мы использовали программу для создания электронных учебников и сайтов- Turbosite. Были разработаны такие средства обучения, как конспекты уроков, опорные конспекты на каждую тему, презентации, практические задания, контрольные и самостоятельные работы и тесты для проверки полученных знаний.

Рис.1. Главная страница ЭУМК
Для первых двух уроков по теме «Понятие "информация" в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Информация в физике» и «Информация в биологии. Информация в общественных науках. Информация в кибернетике», в котором учащиеся знакомятся с понятием «информация» в различных науках, объяснение материала проводится путем беседы и обсуждения понятия. При рассмотрении  понятия «информация», надо указать  на сложность и неоднозначность этого понятия. Для того чтобы понимание достигалось не только посредством слова, но и зрительного образа, полезно применять наглядно иллюстративные материалы, где коротко и наглядно будет представлена информация.
Темы «Кодирование информации» и «Системы счисления» включают в себя множество формул и правил, поэтому так же для закрепления и запоминания ключевых моментов можно использовать на уроках опорные конспекты или схемы, подготовленные средствами Power Point. Опорные конспекты и схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут составляться учениками на уроке или дома как дополнительное задание. Например: после изучения темы «Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную», можно дать домашнее задание составить опорный конспект, так как данная тема является объемной и содержит в себе множество формул. Это поможет учащимся усвоить то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта, легко и цельно запомнить материал объёмной темы. Так же с помощью опорных конспектов можно осуществить контроль и закрепление знаний, например, письменное воспроизведение опорных конспектов и схем по теме по памяти.

Рис.2 Опорный конспект к уроку «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Самостоятельная работа является необходимым этапом раздела «Информация. Системы счисления». Поэтому она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы. Самостоятельные работы для нашего ресурса были созданы как в тестовом варианте, так и в письменном.
Особое место в изучении темы «Информация. Системы счисления» необходимо отвести решению задач. При этом надо руководствоваться и материалами ЕГЭ, а не только задачами, представленными в учебнике и практикуме. В материалах ЕГЭ встречаются задания на темы «Системы счисления» и «Кодирование информации». При решении задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую, перед началом решения необходимо затратить несколько минут на составление таблицы соответствия чисел десятичной, двоичной, четверичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления, тем временем это поможет повторить и закрепить тему и достаточно быстро осуществить перевод числа из двоичной системы счисления в соответствующую систему счисления. После этого учащимся можно дать задание на компьютере с использованием компьютерного калькулятора NumLock Calculator, при котором они могут проверить правильность решений задач.
Например, перевести число 1011000010001100102 в восьмеричную систему счисления.
Перед решением задачи нужно вспомнить правило перевода целого двоичного числа в восьмеричное двоичное число. То есть, нужно разбить на группы по три цифры, справа налево; если в последней левой группе окажется меньше чем три разряда, то необходимо ее дополнить слева нулями. Затем надо преобразовать каждую группу в восьмеричную цифру.
1 100 001 000 110 0102

001 100 001 000 110 0102

Далее нужно ученикам дать задание заполнить таблицу преобразования двоичных триад в восьмеричные цифры и перевести цифру из двоичной в восьмеричную.

Двоичные триады
000
001
010
011
100
101
110
111

Восьмеричные цифры
0
1
2
3
4
5
6
7


001 100 001 000 110 0102 = 1410628
После этого может быть выполнено задание на компьютере с использованием компьютерного калькулятора NumLock Calculator, при котором они проверяют правильность решения задачи.

Создание нами электронного учебно-методического комплекса позволило сформировать единую информационную систему всех учебно-методических материалов по теме «Информация. Системы счисления». Правильный подход и методика, использование современных информационных технологий могут облегчить учителю преподавание даже такой сложной и объемной темы, как «Информация. Системы счисления», а учащимся быстро и легко усвоить материал.
Список литературы
Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр, 2003.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень:учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович.-3-е изд., испр.-М.:Бином.Лаборатория знаний,2008.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова - М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2002.









Садриева Л.Ф.




Рисунок 1Рисунок 115