Методический материал по теме Уровневая дифференциация

Уровневая дифференциация обучения (ФГОС)
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 


Практика обучения, основанная на дифференциации требований к уровню освоения и явном выделении базового и повышенного уровней, называется уровневой дифференциацией обучения.  Ее реализация предполагает проецирование системы итоговых результатов на различные этапы учебного процесса и выделение на этой основе системы тематических планируемых результатов. Система тематических результатов и соответствующие этим результатам примеры учебных заданий, образцы учебных действий открыто предъявляются всем учащимся с самого начала изучения соответствующей темы. В частности, открыто и в доступной форме (на примерах заданий) демонстрируется различие в заданиях базового и повышенных уровней или в критериях достижения данного результата на базовом и на повышенном уровне (так называемый принцип  ножниц).  В отношении освоения повышенных уровней технология рекомендует руководствоваться принципом добровольности («никто не обязан учиться на отлично»!). Оценка достижения базового уровня ведется в этой технологии на основе дихотомической шкалы типа: «освоено пока еще не освоено», «зачет незачет», «+» «–», «1» «0» и т. п. Обязательность освоения базового уровня не позволяет учителю оставить «открытым» ни один вопрос курса, ни одно формируемое умение, что выражается в праве учащихся на «досдачу» имеющихся пока пробелов, а для учителя означает необходимость использования накопительной системы оценки. Возможность освоения учащимися базового уровня в любой момент учебного процесса сразу после введения нового материала или чуть позже, после его отработки и закрепления или даже много позже, после повторных разъяснений учителем,   означает необходимость такой организации учебного процесса, при котором все дети фактически учатся в индивидуальном темпе. Такая индивидуализация учебного процесса может вестись,например, на основе работы с «мобильными» группами (группами, состав которых может меняться даже на одном и том же уроке, в зависимости от достижения или недостижения детьми базового уровня). В этом случае учитель поочередно уделяет приоритетное внимание одной или другой группе учащихся тем, кто уже достиг базового уровня, или тем, кто еще его не достиг. Другая же группа в это время работает самостоятельно над выполнением предложенных учителем заданий. Например, учитель работает с группой учащихся, достигших базового уровня, а остальные учащиеся выполняют задания по отработке базовых навыков. Или, напротив, учитель повторно разъясняет учебный материал или алгоритм действий группе детей, не достигших на данный момент базового уровня, а остальные учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания, направленные на применение изученного, или на углубление своего понимания, или на расширение круга знаний, их интеграцию с материалом других предметов и т.д. Индивидуализировать учебный процесс можно и на основе заранее подготовленного списка заданий, которые учащиеся выполняют в определенном порядке: сначала нужно выполнить, например, первые 2–3 задания базового уровня, а затем кто сколько успеет –дополнительные задания No 4–6 повышенного уровня. Учитель же выполняет роль консультанта, помогая тем, кому это требуется. Возможны и иные технологичные приемы, позволяющие учителю индивидуализировать учебный процесс. Использование этой технологии предполагает постоянный мониторинг учебных достижений школьников. Во избежание недоразумений поясним, что речь идет о «виртуальных» группах: детей не пересаживают, не объединяют, не делят и т.т., а только лишь фиксируют уровень достижений в данный момент времени и предлагают посильное задание. Уровневая дифференциация это не дифференциация детей, а дифференциация требований к уровню освоения изучаемого материала! Уровневая дифференциация обучения может сочетаться с другими базовыми технологиями, адекватными требованиям Стандарта, обучением на основе учебных ситуаций и обучением с использованием ИКТ.

Рисунок 1