Презентация к тематическому педсовету Уровневая дифференциация


Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения. МКОУ МАЛЫШЕВСКАЯ СОШТематический семинар:«Системно-деятельностный подходна основе нового образовательного стандарта» Подготовила Учитель начальных классовКанаева Л.А. Создание ситуации успеха на уроке – первостепенное условие становления личности человека. Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? Термин “уровневая дифференциация” вошёл в педагогический лексикон недавно, взамен термина “внутренняя дифференциация”, что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения.Принципы уровневой дифференциации: выделение уровня обязательной подготовки ,формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом,учитывая свои способности, интересы, потребности, учащийся получает право, и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении. Планируемые результаты Ученик научиться Ученик получит возможность научиться Дифференциация. Термин дифференциация означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет ти- пичных индивидуальных различий учащихся. Виды дифференциации. 1. Внешняя дифференциация. Предполагает создание особых типов школ иклассов, в которые зачисляются учащиеся с оп-ределенными индивидуальными особенностями.2. Внутренняя дифференциация. Предполагает организацию работы внутри клас- са по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми инди- видуальными особенностями. Этапы внутриклассной дифференциации. 1. Определение критериев, в соответствии с ко-торыми создаются группы учащихся для диффе-ренцированной работы.2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.3. Распределение учащихся по группам с учетомрезультатов диагностики. 4. Определение способов дифференциации, раз-работка дифференцированных заданий для вы-деленных групп учащихся. Этапы внутриклассной дифференциации (продолжение). 5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.6. Диагностический контроль за результатами ра-боты учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифферен-цированных заданий. Определение критериев дифференциации. Деление на группы: - по успеваемости школьников, - по способностям учащихся.Критерии деления на группы:1.Готовность к обучению (для учеников 1 класса)2.Обученность (это те характеристики психичес-кого развития ребенка, которые сложились в ре-зультате всего предыдущего хода обучения.3.Обучаемость (это восприимчивость школьника к обучению). Обученность. Для изучения состояния знаний учителю важно опреде-лить, чего именно в знаниях ученика не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества зна-ний. Уровни усвоения знаний:первый уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации.;второй уровень – репродуктивные умения в измененной ситуации;третий уровень – исследовательские умения в нестандартной ситуации; - четвертый уровень- творческий. Задания рассчитаны на формирование творческий умений. Обучаемость. Показатели обучаемости:активность ориентировки в новых условиях;самостоятельное обращение к более трудным заданиям;настойчивость в достижении учебной цели;умение работать в ситуациях помех, препятст- вий;восприимчивость к помощи другого человека;способность к самообучению;работоспособность, выносливость и др. Проведение диагностики. Наиболее полную картину даютразноуровневые проверочные рабо-ты. Для них специально подбирают-ся задания на разный уровень усво-ения знаний, например репродукти-вные и творческие. Распределение учащихся по группам. Важно соблюдать педагогический такт при распреде-лении по группам. Учитель зачитывает состав групп ипредупреждает, что каждая группа будет получать своизадания на уроках. Некоторые способы дифференциации вообще не требу-ют открытого разделения учеников на группы. Дети самиопределяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельновыбирают задания. Дифференциация помогает избежать усреднения, даетвозможность осуществлять индивидуальный подход. Реализация дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация учебной работы школьников не должна быть самоцелью. Главное – это про-движение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический ком-форт детей на уроке. Форма предъявления диф-ференцированных заданий бывает различной:индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух – трех и более вариантах, устныеуказания. Диагностический контроль за результатами работы учащихся. При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля учитель про-водит тщательный учет выполнения работы учащимися фиксацию ошибок, затруднений и др.), определяет дина-мику их развития. В соответствии с этим изменяются состав групп и харак-тер дифференцированных заданий. Распределение школьников по группам для дифферен-цированной работы не является раз и навсегда заданным. Способы дифференциации учебной работы школьников. Способы дифференциации предполагают:1. Дифференциацию содержания учебных заданий:по уровню творчества;по уровню трудности;по объему.2. Использование разных способов организации деятель-ности детей, при этом содержание заданий является еди-ным, работа дифференцируется:по степени самостоятельности учащихся;по степени и характеру помощи учащимся;по характеру учебных действий. Дифференциация обучения может применяться на разных этапах учебного процесса Изучение нового материалаДифференцированная домашняя работаУчёт знаний на урокеТекущая проверка пройденного материалаСамостоятельные и контрольные работыОрганизация работы над ошибкамиУроки закрепления Распределение способов дифференциации. Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, целями упражнения и т.д. Цели урока: Образовательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися, форму задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;Развивающая: Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, умение формулировать выводы Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах. Математика 3 классТема: «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз»Тип урока: изучение новых знаний Планируемые результаты: Предметные: усвоить алгоритм работы с задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз;научиться выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач содержащих отношения " больше в...", "меньше в...", выполнять краткую запись к задаче;Личностные: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.Метапредметные: Использование математической речи для доказательства выбора решения задач. Математика 3 классТема: «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз»Тип урока: изучение новых знаний Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Закрепление Учитель делит учащихся на группы (Ребята поднимите руки кто понял, как решать такие задачи (а кому нужна помощь);А кто сумеет сам решить подобные задачи;А кто сумеет объяснить другому, как решать такие задачи. Решение задач. №2, с. 39 1.ур. – решают задачу с учителем.2.ур. – решают задачу самостоятельно+ взаимопроверка в группе.3.ур.- решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её+ взаимопроверка в группе.  Дифференциация содержания учебных заданий-по степени самостоятельности Группы мобильны.(Возможен переход из одной группы в другую). Урок русского языка 3 классТип урока; закрепления знанийТема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.Задачи:Образовательная- выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; Развивающая-развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся, Воспитательная интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Предлагает детям самим выбрать задание и выполнить его.  1 уровень (3)Прочитайте слова. Определите род имен существительных:Мощь, нож, молодежь, камыш, ночь, ерш, скрипач, ландыш, грач, плач, вещь.2 уровень (4)Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, объясните написание, распределите слова в две группы:Сторож…, ветош…, помощ…, глуш…, тиш…, сыч…, обруч…, гуаш…, ключ…, мощ…, корж…, дич…, полноч…, дрож…, клич…., чертеж…3 уровень (5)Определите, в каких случаях на конце имен существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:Речь, мяч, тишь, шалаш, рожь, сторож.Придумайте несколько своих примеров. Класс: 2Тема:  Сказка «Два Мороза»Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»Задачи:Образовательная: отрабатывать навыки чтения;Развивающая :  развивать речь, память и внимание детей;Воспитательная:  воспитывать трудолюбие. Формируемые УУДЛичностные:• «проживать» текст, выражать свои эмоции.Метапредметные:- Регулятивные:• Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.- Познавательные:• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - Коммуникативные:• строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, Аргументировать свою точку зрения в процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев.  Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Домашнее задание Предлагает ученикам выбрать домашнее задание 1 уровень - нарисовать картинку к сказке и выразительное чтение отрывка сказки к вашему рисунку;2 уровень - выразительное чтение сказки3 уровень подготовить чтение по ролям диалога Дифференциацию содержания учебных заданий- по уровню трудности Дифференцированный подход в обучении – важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. ВЫВОД: Спасибо за внимание! Удачи в работе!