Презентация к тематическому педсовету Уровневая дифференциация

МКОУ Малышевская СОШ



Сообщение
на тематический семинар по теме
«Системно-деятельностный подход
как основа новых образовательных стандартов»
Тема:
«Технологии,
основанные на уровневой дифференциации обучения»







Подготовила
учитель начальных классов
Канаева Людмила Александровна





с. Малышевка
2017 год
№ 2 слайд Создание ситуации успеха на уроке – первостепенное условие становления личности человека.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
№ 3 слайд В настоящее время все чаще встречаем термин уровневая дифференциация.
Термин “уровневая дифференциация” вошёл в педагогический лексикон недавно, взамен термина “внутренняя дифференциация”, что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода
Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения.
Принципы уровневой дифференциации:
- выделение уровня обязательной подготовки,
- формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом, учитывая свои способности, интересы, потребности, учащийся получает право, и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении.
№ 4 слайд Термин дифференциация означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени.
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
№ 5 слайд Виды дифференциации
1. Внешняя дифференциация.
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
2. Внутренняя дифференциация.
Предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
№ 7-8 слайд Этапы внутриклассной дифференциации.
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
3. Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
№ 9 слайд Определение критериев дифференциации.
Деление на группы:
- по успеваемости школьников,
- по способностям учащихся.
Критерии деления на группы:
1.Готовность к обучению (для учеников 1 класса)
2.Обученность (это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения.
3.Обучаемость (это восприимчивость школьника к обучению).
№ 10 слайд Обученность.
Для изучения состояния знаний учителю важно определить, чего именно в знаниях ученика не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.
Уровни усвоения знаний:
первый уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации;
второй уровень – репродуктивные умения в измененной ситуации;
третий уровень – исследовательские умения в нестандартной ситуации;
четвертый уровень- творческий. Задания рассчитаны на формирование
творческий умений.
№ 11 слайд Обучаемость.
Показатели обучаемости:
активность ориентировки в новых условиях;
самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
настойчивость в достижении учебной цели;
умение работать в ситуациях помех, препятствий;
восприимчивость к помощи другого человека;
способность к самообучению;
работоспособность, выносливость и др.
№ 12 слайд Проведение диагностики.
Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.
Для них специально подбираются задания на разный уровень усвоения знаний,
например, репродуктивные и творческие.
№ 13 слайд Распределение учащихся по группам.
Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп и предупреждает, что каждая группа будет получать свои задания на уроках.
Некоторые способы дифференциации вообще не требу ют открытого разделения учеников на группы. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.
Дифференциация помогает избежать усреднения, дает возможность осуществлять индивидуальный подход.
№ 14 слайд Реализация дифференцированного подхода к учащимся.
Дифференциация учебной работы школьников не должна быть самоцелью. Главное – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной:
индивидуальные карточки,
записи заданий на доске в двух – трех и более вариантах,
устные указания.
№ 15 слайд Диагностический контроль за результатами работы учащихся.
При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля учитель проводит тщательный учет выполнения работы учащимися фиксацию ошибок, затруднений и др.), определяет динамику их развития.
В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.
Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным.
№ 16 слайд Способы дифференциации учебной работы школьников.
Способы дифференциации предполагают:
1. Дифференциацию содержания учебных заданий:
по уровню творчества;
по уровню трудности;
по объему.
2. Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:
по степени самостоятельности учащихся;
по степени и характеру помощи учащимся;
по характеру учебных действий.
№ 17 слайд Дифференциация обучения может применяться на разных этапах учебного процесса
Изучение нового материала
Дифференцированная домашняя работа
Учёт знаний на уроке
Текущая проверка пройденного материала
Самостоятельные и контрольные работы
Организация работы над ошибками
Уроки закрепления
№ 18 слайд Распределение способов дифференциации.
Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, целями упражнения и т.д.
№ 19 – 21слайды Математика 3 класс Тема: «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз» Тип урока: изучение новых знаний
Цели урока: Образовательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися, форму задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
Развивающая: Развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, умение формулировать выводы
Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить алгоритм работы с задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз;
научиться выбирать и обосновывать выбор действия для решения задач содержащих отношения " больше в...", "меньше в...", выполнять краткую запись к задаче;
Личностные: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные: Использование математической речи для доказательства выбора решения задач.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Закрепление
Учитель делит учащихся на группы
Дает задание. Предлагает разные критерии (уровни) выполнения задания (Решение задач.
№2, с. 39)
1.ур. – решают задачу с учителем.
2.ур. – решают задачу самостоятельно+ взаимопроверка в группе.
3.ур.- решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её + взаимопроверка в группе.

Дифференциация содержания учебных заданий -по степени самостоятельности

№ 22-23 слайд Урок русского языка 3 класс
Тип урока; закрепления знаний
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся.
Задачи:
Образовательная
- выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;
Развивающая -развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, память, речь учащихся,
Воспитательная интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Предлагает детям самим выбрать задание и выполнить его.
 
1 уровень (3)
Прочитайте слова. Определите род имен существительных:
Мощь, нож, молодежь, камыш, ночь, ерш, скрипач, ландыш, грач, плач, вещь.
2 уровень (4)
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, объясните написание, распределите слова в две группы:
Сторож, ветош, помощ, глуш, тиш, сыч, обруч, гуаш, ключ, мощ, корж, дич, полноч, дрож, клич., чертеж
3 уровень (5)
Определите, в каких случаях на конце имен существительных после шипящих необходимо писать мягкий знак:
Речь, мяч, тишь, шалаш, рожь, сторож.
Придумайте несколько своих примеров.

№ 24 слайд
Класс: 2
Тема:  Сказка «Два Мороза»
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»
Задачи:
Образовательная: отрабатывать навыки чтения;
Развивающая :  развивать речь, память и внимание детей;
Воспитательная:  воспитывать трудолюбие.
Формируемые УУД
Личностные: «проживать» текст, выражать свои эмоции. Метапредметные: - Регулятивные: Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников. - Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- Коммуникативные:  строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, Аргументировать свою точку зрения в процессе в процессе размышлений над поступками литературных героев.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Домашнее задание
Предлагает ученикам выбрать домашнее задание
1 уровень
- нарисовать картинку к сказке и выразительное чтение отрывка сказки к вашему рисунку;
2 уровень
- выразительное чтение сказки
3 уровень подготовить чтение по ролям диалога

Дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню трудности
Вывод:
Дифференцированный подход в обучении – важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

љђ Заголовок 115