Сложные предложения. Строение сложноподчинённых предложений


Урок русского языка в 9 классепо теме:«Строение сложноподчиненных предложений» Цели урока: обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;развивающая: развивать познавательный интерес;воспитательная: воспитывать интерес к словесности. Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. [Я слушаю], (как снежный ком растёт) и (вечность бьёт на каменных часах).[Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой).[Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим). Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.[ ], ( ).( ), [ ].( ), [ ], ( ).[ ], ( ), ( ).( ), ( ), [ ]. Лингвистический эксперимент «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.Расставьте знаки препинания в данном предложении.Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым.Запишите и подчеркните грамматические основы.Начертите схему сложноподчинённого предложения. Ключ«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/. [«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли). [сущ.], (которое…). Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине? [Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ]. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей). [ ], ( ). Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным)[Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин)[Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге).Сложноподчинённые с придаточным определительным.[Мы любим дом], (где любят нас).[И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский)[Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик).Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным[Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин)(Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович) Викторина с синтаксическим заданием(графический диктант) По синим волнам океана, Лишь звёзды гаснут в небесах,Корабль одинокий несётся,Несётся на всех парусах. («Воздушный корабль»)Я б желал на веки так заснуть,Чтоб в груди дремали жизни силы,Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. («Выхожу один я на дорогу…»)Так жизнь скучна, когда боренья нет. («1831 июня 11 дня»)Ты знал ли дикий край под знойными лучами,Где рощи и луга поблекшие цветут,Где хитрость и беспечность злобе дань несут,Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются поройУмы и хладные и твёрдые, как камень. Кроссворд Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?)Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии? Желаю успехов! Домашнее задание: выбрать из художественных текстов шесть сложноподчинённых предложений, произвести синтаксический разбор одного из них.