Конспект урока: «Виды сложноподчиненных предложений»

Конспект  открытого урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Урок русского языка в  10  классе. Учитель русского языка и литературы ЛГ МБОУ «СОШ №3» г.Лангепас
Тема урока: «Виды сложноподчиненных предложений» (повторение)

Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, обучающие программы «Фраза», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». 
 
Аннотация:
     Данный урок является одним из серии уроков в 10 классе, посвященных изучению сложноподчиненных предложений. На предыдущих уроках учитель знакомил с видами сложноподчиненных предложений, поэтому цель данного урока - повторить и проверить материал по  теме . Традиционно на уроках русского языка в 9-11 классах повторяются ранее изученные орфограммы. Этот урок не является исключением, так как учащиеся повторяли правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Поэтому выбор темы для разработки электронного урока не случаен, он вызван необходимостью еще раз заострить внимание учащихся на данных правилах. Для лучшего усвоения материала были использованы различные методы и приемы, в том числе и информационно-коммуникационные технологии. Мультимедийная установка, компьютеры открывают большие возможности и для объяснения учащимся нового материала, и для закрепления, и просто для создания новой атмосферы на уроке. В результате применения ИКТ на уроках происходит взаимообмен с учащимися в области компьютерной грамотности, возникает психологическое сотрудничество и оказывается взаимопомощь, на протяжении всего урока удается сохранить работоспособность учащихся, развить у детей наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Это прекрасно было видно на данном уроке. Весь урок проходит под единой темой высказывания: «Патриотизм», что дает дополнительные возможности для развития речи учащихся, а это одно из направлений в преподавании русского языка.
     На уроке в соответствии с современными требованиями применяются приемы и методы развивающего обучения; когда ребята, послушав высказывание президента РФ, должны самостоятельно сформулировать тему высказывания урока. Все занятие ставит перед собой строго определенную цель: подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому на уроке проведены различные виды разборов, с помощью компьютеров повторен материал

·        «Виды сложноподчиненных предложений»,

·        «-н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях».
Для этого были использованы обучающие  программы «Фраза», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
      Занятия с использованием ИКТ не только усиливает интерес учащихся к предмету, помогают развивать навыки работы на компьютере, но и повышают творческую фантазию и воображение.   Цели урока :
1) НАУЧИТЬСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ           ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
2) ЗАКРЕПИТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ;
3) ПОВТОРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ –Н– И        –НН– В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ;
4) УМЕТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
      План урока:
1)Вступительное слово учителя:
   - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости урока! Сегодня у нас урок русского языка в компьютерном  классе с применением информационно-компьютерных технологий на тему «Виды сложноподчиненных предложений».  На прошлом уроке мы начали изучать эту тему, сегодня продолжим и закрепим. А какая же тема высказывания? Я думаю, ребята, вы догадаетесь сами.
     «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете»
                                                                             В.В. Путин
- Какое ключевое слово вы бы выделили?
       Ответы учащихся.
        -Да, правильно. Тема высказывания нашего урока – патриотизм.
Что такое патриотизм?
          Ответы учащихся.
        -Словари дают следующее толкование данного слова:
           Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
           Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
           Итак, цели нашего урока:
1) НАУЧИТЬСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ           ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
2) ЗАКРЕПИТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ;
3) ПОВТОРИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ –Н– И        –НН– В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ;
4) УМЕТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
А тема высказывания - патриотизм.
- В каких произведениях раскрывается эта тема?
   Ответы учащихся.          
-Все произведения С.Есенина – венок из песен, сплетенных Родине. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Не случайно сегодня на уроке мы будем анализировать предложения, взятые из стихотворений о родине.
2) Индивидуальная работа ( у доски)
Синтаксический разбор предложения:
Я пел тогда, когда был край мой болен. (С. Есенин)
Фонетический разбор слова «патриотизм».
-Итак, кто желает поработать у доски?
(Вызываются учащиеся по желанию).
3)-А мы в это время вспомним о сложных предложениях, теоретическая разминка.
-Что такое сложное предложение?
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ ( не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
-Дайте определение сложносочиненному предложению.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ  называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
-Вспомните разряды сочинительных союзов.
Соединительные, противительные, разделительные.
-Какое предложение называется сложноподчиненным?
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.   
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчиненной – придаточной.
-Перечислите виды СПП.
Ответы учащихся.
4) Проверка синтаксического и фонетического разборов.
5) -Перед вами стихотворение известной поэтессы прошлого столетия. Что вы знаете о ее творчестве?
       Ответы учащихся.
    -Действительно, Анна Ахматова очень любила свою Родину, многие стихотворения посвящены Родине. Вот одно из них. (Выразительное чтение стихотворения)    -Ребята, скажите, пожалуйста, какие буквы пропущены в данном стихотворении? Какая это орфограмма?
Ответы учащихся.
-Да, действительно, это правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Работаем по четыре человека. Учащиеся нечетной парты рассказывают правописание –н- , а четной парты –нн- .
Давайте проверим.
6)- Сейчас учащиеся 1 варианта садятся за компьютеры и выполняют тест на данное правило.(Программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)
 
7) Учащиеся 2 варианта выписывают из стихотворения А.Ахматовой словосочетания с отглагольными прилагательными и причастиями.
После завершения работы консультант объявляет оценки, полученные за тест, выставляет в электронный журнал.
8) Тема торжества русской доблести, героизм русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. (Просмотр отрывка из художественного фильма, снятого по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир»).
9) Определим виды сложноподчиненных предложений. Желающие по-одному выходят к доске и анализируют предложения, а учащиеся 2 варианта работают за компьютером, выполняют тест (обучающая  программа «Фраза» 9 класс, «Виды сложноподчиненных предложений»)
Я хочу, чтоб Родине моей   песнь  моя  трудиться помогла.          Р.Гамзатов
Полюбил я седых журавлей   с их курлыканьем  в тощие дали, потому что в просторах полей   они сытных хлебов не видали.  С.Есенин
Знаю я, что в  той стране не будет этих нив, златящихся во мгле.  С.Есенин
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.  С.Есенин
Закружилась листва золотая  в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая   с замираньем летит на звезду.    С. Есенин
Каждый офицер знал,  что он должен делать в эту секунду.  А.Толстой
После завершения работы консультант объявляет оценки, полученные за тест, выставляет в электронный журнал.
10)-Итак, какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?
Ответы учащихся.
11)-С чего начинается любовь к большой Родине?
Ответы учащихся.
12) - В заключение хочется прочитать такие строки:
« Не спрашивай, что твоя Родина может сделать  для  тебя,  -  спроси,  что  ты можешь сделать для своей Родины»
Делайте все возможное, чтобы наша Родина процветала и была самой лучшей.
13) Объявление оценок (показ на экране электронного журнала).
 14) Домашнее задание.
- Выписать из стихотворений  русских писателей о Родине сложноподчиненные предложения, определить вид.











15