Краткосрочный план урока по теме Виды сложноподчиненных предложений


Тема урока:
«ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ», 9 «Б» КЛАСС
Учитель русского языка и литературы Кожаева Л.Т.
Дата: 12.12.16 Класс: 9 23 урок
Тема: Виды СПП с одной придаточной частью.
Цель урока:
Ключевая: Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации: её исследование – решение – анализ – обобщение. В конце урока ученики будут способны:
1. Знать основные типы сложноподчинённых предложений.
2. Определять вид придаточного по вопросу, доказывать своё предположение.
3. Ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении и объяснять их постановку.
4. Анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
5. Уметь работать самостоятельно по изучению новой темы, используя теоретический материал; развивать коммуникативные умения и навыки.
Тип урока: изучение и объяснение нового материала с применением компьютерных технологий.
Формы и методы: синтаксическая разминка; работа в группах, парах; создание проблемной ситуации: её исследование – решение – анализ – обобщение; мини-проекты; работа с учебником,.
Средства обучения: карточки для работы в группах, учебник, компьютерная слайд-презентация, таблицы, «слепая схема».
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности1 мин I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы читает стихотворение «Мы сочиним урок» Ученики осмысливают поставленную цель. Слайд №1
5 мин II. Актуализация знаний. Терминологический диктант. Ученики записывают ответы на вопросы. Самопроверка. Бумага А4
10 мин 2. Получение новых знаний. Этап исследования.
Для решения этой цели необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.
/обращаемся к эпиграфу/
ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду».
Начнём учебное исследование:
1). Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
- Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
- (чей?) Мой дом находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
2). Подберём к данным предложениям синтакси-ческие синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:
- Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
- Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3). Выделим грамматическую основу, объясним постановку запятой. Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части.)
4). Поставим вопросы к придаточным предложе-ниям: - предчувствовало (что?),- дом (какой?),
- добрались (когда?)
– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения.) По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные (сходны с дополнениями) и обстоятельственные.
3. Сравнение, выводы, обобщение.
Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы
Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам. Их легко определить, если научиться ставить вопрос. Обобщим материал исследования. Какие основные типы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?
учебниккарточкиТаблицы по теме «СПП»
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
(таблица)
5 мин Какие шаги-задачи необходимо предпринять для достижения поставленной цели? (Ученики предлагают свои версии, которые корректируют: 1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные. 2. Выяснить, к чему относятся придаточные – ко всему предложению или к контактному слову. 3. Определить, как присоединяются придаточные к главному предложению. 4. Узнать, какое место может занимать придаточное по отношению к главному. 5. Научиться определять виды СПП с придаточными. 6. Продолжить составлять схемы СПП. 7. Тренироваться правильно расставлять знаки препинания в СПП.) - Как предполагаете решать поставленные задачи? Кто или что вам в этом поможет? (выбор метода исследования). Этап целеполагания
Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. 10 мин Изучить материал учебника русского языка, использовать схематизации, заполнить таблицы: СПП с придаточными изъяснительными, СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными обстоятельственными. Работа в группах. Исследуют теоретический материал. Заполняют таблицы. Обсуждают ответы, в группах сменного состава заполняют «слепую таблицу». Стратегия «Жегсо» 7 мин Проверочная работа по теме: « Виды сложноподчиненного предложения».
Карточка № 1
Задание:расставить пропущенные знаки препинания, определить вид каждого СПП, составить схемы СПП.
Грош цена человеку который не может сломить дурной привычки.
Комната куда меня привели была похожа скорее на сарай.
Ассоль проснувшись увидела что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.
Мы побывали в том селе где работают палехские мастера.
Говорили будто видели его в городе.
Проверочная работа по теме: « Виды сложноподчиненного предложения».
Карточка № 2
Задание: расставить пропущенные знаки препинания, определить вид каждого СПП, составить схемы СПП.
Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекательная умная блестящая девушка того кружка в котором вращался Иван Ильич.
Сломя голову он кинулся туда откуда доносился крик о помощи.
Мы прибежали на вокзал когда поезд уже отправлялся.
Трудно было понять чем это огонь так привлекал лягушку.
Письмо что ты мне написала меня ничуть не испугало.
Проверочная работа по теме: « Виды сложноподчиненного предложения».
Карточка № 3
Задание: расставить пропущенные знаки препинания, определить вид каждого СПП, составить схемы СПП.
Тенистый сад откуда тянуло прохладой привлекал уставших от жары горожан.
Известны случаи когда легенду создаёт определённое лицо.
Нам показали где работают палехские мастера.
Врач подошел к больному которому вчера была сделана операция.
Когда дует ветер и рябит воду то становится и холодно и скучно и жутко

Работа в парах. Ключ к ответуСлайд №9
Карточки5 мин Этап контроля. Итоговый тест. Взаимопроверка Слайд №10
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии:
 Главным для меня на уроке было то, … Теперь я буду знать, что … Меня огорчило то, что … Я рад, что… Я хотел бы, чтобы.. Оценивают свою работу на уроке и настроение. Анализируют листы оценивания Слайд №11
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.