Конспект урока русского языка Сложные предложения с разными видами связи


План – конспект
урока русского языка в 11 классе
«Сложные предложения
с разными видами связи».
Учитель русского языка и литературы: Косумова З.З.
Тема: Сложные предложения с разными видами связи.

Цели:
1) актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
2) формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;
3) воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи урока:
систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.
Эпиграф:
«Счастье — как здоровье: когда его не замечают, значит, оно есть» (И.С. Тургенев).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Оформление тетрадей: число, классная работа, тема.
II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного материала.
1. Фронтальный опрос:
– Какой раздел науки о языке мы изучаем в 9 классе? (синтаксис и пунктуация)
–На какие группы делятся сложные предложения? (ССП, СПП, СБП)
– Всегда ли мы встречаем предложения, относящиеся к конкретному виду? (Нет)
– Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений. (Сложные предложения с разными видами связи)
– Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)
Как вам кажется, почему их не так много в текстах разговорного стиля?
(Они громоздки, сложны. В разговоре преобладает диалог, неполные предложения)2. Индивидуальная работа со слабыми учащимися (тестовые задания).
III. Работа по новой теме.
Знакомство с теоретическим материалом (§89)
1. Эпиграф:
«Счастье — как здоровье: когда его не замечают, значит, оно есть» (И.С. Тургенев).
– Как вы понимаете это высказывание?
– Что такое здоровье?
– Нужно ли заботиться о своём здоровье? Почему?
– Что может навредить здоровью человека?
– Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?
( Смотри слайды презентации).
–Объясните структуру предложение 1. Сложное с разными видами связи: бессоюзие и подчинение. Схема.
2. Работа с текстом ( тексты на партах).
Извес..но выр..жение: « В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утв..рждение: «От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому (не)обходимо воспитывать в себе силу духа: именно она сможет направить твой разум в твое тело, а (не)разрушать его. Так используй свой разум для выр..ботки сознательной философии жизни, которая будет направлена на сохр..нение здоровья и молодости: это сейчас – твой основной капитал.
Задания к тексту.
1. О чём этот текст? Озаглавьте его словами из текста.
2. Сформулируйте проблему текста.
3. Какова позиция автора по поставленной проблеме?
4. Согласны вы с позицией автора или нет? Порассуждайте.
5. Выпишите слова с пропусками, объясните пропущенные орфограммы.
6.Спишите текст, объясняя постановку знаков препинания и вставляя пропущенные буквы.
3. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков.
Творческая работа.
Задание: придумать и записать сложные предложения с разными видами связи по соответствующим схемам на тему «Здоровье».
1. [ ] : [ ], (если).
2. [ ], ( что… ), а [ ], ( )3. [ ], (так как… ), (поэтому … ).
4. [ ], и [ ], (если… ).
5. [ ], (чем… ), а [ ]. Проверка получившихся предложений.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали?
– Чем мы сегодня занимались?
– Что же такое здоровье?
– Нужно ли беречь своё здоровье?
- Составим синквейн «Здоровье».
Здоровье
Крепкое, богатырское
Беречь, укреплять, ценить
Здоровье дороже золота
Счастье
– Составим кластер «Здоровье». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите это слово?
Здоровье: радость, счастье, жизнь, работа, труд, смех…
V. Домашнее задание.
§89, упр. 482