Урок по литературному чтению на тему А. Куприн Слон


МБОУ «СОШ 33№» 3 Б класс
Учитель: Санникова Валентина Михайловна.
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна;
научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе ,принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;
коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные:
оценивают поступки героев произведения и свои собственные
под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: портрет писателя, авт.; аудио- и видеозаписи песен, презентация, учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть ЛФ Климанова «Школа России»
Урок 53. А. И. Куприн «Слон»(учебник, с. 25–40;)
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
МЭНЭДЖ
МЭТ Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.
Проверим готовность к уроку.
Доброе утро, солнце! (Руки вверх, опустили)
Доброе утро, небо! (Руки вверх, опустили)
Доброе утро, всем нам! (Руки в стороны, опустили).
Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Игра Верите не верите.

2. Постановка учебной задачи Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?
Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки ?
Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя «простую истину»?
Воробьи могут помочь человеку.
- Чего не может быть?
- А почему кто-то говорит что это бывает, а кто-то не бывает?
- Где это бывает?
- А почему в этих произведениях это бывает? (Что это за произведения?)
-Какими на ваш взгляд должен обладать человек, который описывает небылицы в своих произведениях? ( добрым, веселым).
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответ-ствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока -Вот сегодня я хочу вас познакомить именно с таким человеком. Имя этого автора Александр Иванович Куприн.
Принимают
и сохраняют учебную цель задачу. Осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме
IV. Подготовка к восприятию произведения.
1.
Знакомство с биографией автора
Работа в группах.
- Итак, Участник №1берет задание №1 (распечатать карточки) Слайд 3-6 (портреты писателя)
- Вам дана биография Куприна. Ваша задача познакомиться в группе с текстом и через 2 минуты рассказать нам, что нового вы узнали.
Отвечает участник №2 группа №1, №2, №3, №4, №5.
- Итак, вы сейчас прослушали информацию о биографии Куприна.
- Мы сейчас так много узнали об этом удивительном писателе.
А кто такой писатель?.( В это время появляются слайды)
Изучают информацию о биографии, рассматривают фотографии, портрет автора. Рассказывают по группам .Осуществляют анализ объектов с опорой на текст.
Делают выводы, извлекают информацию из различных источников
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа со словарем.
2.
Работа с текстом
А ) аудиозапись
Б )Чтение сильных учеников.
VI. Физминутка.
МИКС ФРИЗ ГРУП
VII. Работа с текстом.
А )Читаю сама, потом вы.
Б ) Чтение по цепочке
В ) Чтение учителя.
Г )Чтение про себя.
Д ) Чтение учащихся.
Е) Работа в группах.
ЭЙ АР ГАЙД
VII.
Подведение итогов.
Итак, давайте знакомиться с текстом. Но сначала давайте посмотрим словарь толкований. Это слова, которые встретятся нам в рассказе.
Слайд.
-Гостиная- комната для приема гостей.
- Горничная – работница в частном доме убирающая комнаты.
- Барышня – девушка из барской семьи ,интеллигентной семьи.
Публикум или публика –люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона- покрывало, укрывающее спину, туловище.
Равнодушно – безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Щеколды – род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Фисташки – зеленоватые съедобные орехи.
Аршин, вершок, пуд – это единицы измерения.
Аудиозапись. ( от начала до стр.27, до слов: но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда.)
Слайд 10
- Я вам начинаю читать, вы слушаете и следите.
Вопросы:
Кто является главным героем? (девочка Надя)
Что с ней случилось ? ( она заболела)
Чем она больна? (безразличием к жизни, ей скучно и неинтересно жить)
Какое лекарство прописал доктор? (рассмешить, развеселить девочку)
Чем пытаются ее развеселить? (предлагают поиграть с куклами, пригласить подружек, шоколадкуЧтение сильных учеников.
- Продолжает читать Шрейнер Саша (со слов: Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. До слов: Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Стр. 28)Дальше читает Теребенин Рома (со слов: Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Стр. 28 до слов: И он исчезает, громко хлопнув входной дверью. Стр.29)Вопрос: Работа в группах.
Как вы думаете, что решил сделать папа? 1 минута.
Отвечает участник №3 каждой группы.
- Посмотрим так ли он решил.
Продолжает читать Серебрякова Даша (от слов: И он исчезает, громко хлопнув входной дверью. Стр.29 До слов: Представление оканчивается. Стр.30)Читает Потапов Денис ( от слов: Представление оканчивается. Стр.30 До конца стр.30)
- Почему немец хочет спросить не болит ли голова у Надиного папы?
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем.
Физминутка. Слайд 11
Выходите все сюда.
Дети перемешиваются под музыку, после окончания музыки группируются по ответу на вопрос учителя.
Сколько докторов пытается вылечить Надю? (1)
Сколько подружек предложила привести мама в гости к Наде? (2)
Сколько слонов выступали в цирке? (3)
Читаю сама, потом вы. (стр.31 начало до слов: Ночью ведут слона к больной девочке. Стр.32)Чтение по цепочке. (назначаю сама) ( со слов: Ночью ведут слона к больной девочке. Стр.32 До слов: На другой день девочка просыпается чуть свет. Стр.33)Вопросы:
Легко ли было привести слона в дом?
Что было сделать сложно? (слон большой, подняться по лестнице.)
Как заставили слона подняться по ней? (с помощью лакомства – фисташковый торт.)
Продолжает читать Учитель (со слов: На другой день девочка просыпается чуть свет. Стр.33 до слов : Слон оказывается гораздо больше … стр.34)Вопрос:
Что попросили сделать Надю перед встречей со слоном?
Зачем? (Раньше она не хотела это делать, а теперь придется.)
Чтение про себя. ( до слов: Наступает час обеда…. Стр.38)Вопрос:
Казалось бы проблема решена. Девочка позавтракала. Но вот пришло время обеда.
Что случилось дальше?
Что же теперь делать?
- Давайте посмотрим, как вышли из этой ситуации в рассказе.
Читаем дальше.
Слайд 12
Читает Федорова Анг. (до слов: После обеда приходят какие-то папины знакомые…. Стр.39)Вопрос:
Итак, пообедала Надя? С кем?
-Но ведь не могут же держать слона все время возле Нади.
Чем же закончилась эта история.
Заканчивает читать Теребенин Рома
Вопрос.
Желание девочки увидеть живого слона – это каприз или мечта? Докажите.
9. Работа в группах.
Итак участник №5 каждой группы возьмите задание №3. Внимание вопрос!
- Найдите, к какой картинке подходит данный эпизод.
Даю вам 1 мин.
Итак, что же у вас получилось.
- Итак, мы познакомились с еще одним произведением из раздела «Были небылицы».
Как вы считаете небылицы это веселые истории? (ДА)
А вот эта веселая? (НЕТ)
Почему родители исполнили немыслимое желание дочки?
( ПОТОМУ ЧТО ЕЕ ЛЮБЯТ)
О чем же этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся немыслимая мечта лучшее лекарство?
Работа в группах.
Красота отзывчивость сила
Уверенность душевность любовь
Ласка сердечность выносливость
Тепло счастье смех
Радость улыбка забота
Итак участник №4 каждой группы возьмите задание №3. Внимание вопрос!
Давайте посмотрим, какие слова можно соотнести с понятием родительской любви. Подчеркните эти слова. 1 минута.
Участник №1 группа 1
Какие слова вы выбрали?
Слайд 13 Чтение детьми устаревших слов.
Прослушивают текст.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
Прослушивают текст.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения
Чтение и работа по вопросам.
Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Следят за чтением и отвечают на вопросы.
Осмысленное чтение. Ответы на вопросы.
Если бы это был каприз, а не мечта, слон бы очень быстро наскучил девочке.
Ученики отвечают на вопросы.
Групповая работа. Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре.
Учитывают мнение со седа по парте. Осуществляют контроль по результату
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответст-эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника
Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения.
VIII. Домашнее задание
XI. Рефлексия
Хочется ли вам еще раз прочитать рассказ?
Уверена, что вы откроете для себя что-то новое, то, что не увидели при первом чтении.
Дома разделите текст на части и составьте план.
Сегодня на уроке я:
-научился…
-было интересно…
-было трудно…
-мои ощущения…
-этот урок дал мне для жизни…
-больше всего понравились задания… .
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Я хочу чтобы вы оценили наш урок. Прикрепляют смайлики к солнышку или к солнышку с тучкой.