Конспект урока по литературному чтению на тему А. И. Куприн. Слон.

Конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ в 3-м «а» классе.
А.И. Куприн «Слон».


Автор: учитель начальных классов Бедоева М.С.
Образовательное учреждение: МКОУ СОШ№2 с. Эльхотово.

Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём.
Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; развивать умение определять жанр произведения.
Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, толковые словари С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.


Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы:
К какому жанру относится новое произведение?
Кто является главными действующими героями?
Можно ли по-другому назвать произведение?
Разминка речевого аппарата. (Слайд5)
Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит .(Слон)

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.
- Прочитайте грустно.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте с восхищением.
- Прочитайте громко, тихо.
- Прочитайте с ускорением.
- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли? (ответы детей)
В каких крылатых выражениях используется слово слон?(Слайд6)
Введение в тему
-Кто-нибудь из вас видел живого слона?
-Что вы можете сказать о слоне? Какой он?
-Что значит дарить фигурки слонов? Сколько их должно быть?
-
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.(Слайд8)
Комплимент женщине в Индии считается наивысшим «пройтись походкой слона».
Слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.(Слайд9)

- Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем сегодня читать?
- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 10)


Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд11)
Рассказывает ученица.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 12)

Подготовка к восприятию рассказа.

- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.
- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)
- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)
Работаем в группах. (Слайд 14)
Заслушиваем работу групп (Слайды 15, 16)
- Какую работу мы проделали на этом этапе?
- Для чего мы её выполняли?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)

Физкультминутка для глаз. (Слайд 17)
А теперь все тихо встали, встали И на месте тихо мы пойдем, пойдём Ручками все дружно помахали, помахали, Плавненько мы ручки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево И ещё раз: тело так велело. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок

Знакомство с текстом произведения.(Слайд18-24)
- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.
Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

Беседа по первичному восприятию произведения.
- Какие чувства вы испытывали при чтении текста?
- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 25)

Итог урока. Рефлексия.

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.
- К какому жанру относится новое произведение? Докажите.
- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)
- Какой вывод можем сделать? (поставленную задачу выполнили)

Слайд 26. Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал ..
* Мне показалось интересным .
* Меня удивило..
* Я хочу похвалить ., за .

Домашнее задание:
Прочитать текст ещё раз.
Попробовать разделить текст на части.
Озаглавить.
Найти дополнительную информацию о слонах.
Сделать иллюстрации к произведению.
















15