Урок русского языка на тему: Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени










Урок русского языка



Тема урока:
«Написание безударных суффиксов глагола в форме
прошедшего времени»

УМК «Перспективная начальная школа»
4 класс









Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний (на основе деятельностного подхода).


Цель урока: познакомить обучающихся с написанием безударных суффиксов глагола прошедшего времени.


Задачи урока:
- формирование умения правописания безударных суффиксов глаголов прошедшего времени;

- развитие теоретического мышления на основе конкретизации основного законов письма применительно к правописанию суффиксов глаголов в форме прошедшего времени;

- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности.


Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.


Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные.


Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии


Ресурсы:
-персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
-М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова «Русский язык» учебник, 4 класс, Москва Академкнига/учебник, 2009г.
-карточки для работы в парах;
-карточки для исследования.

Ход урока.
I.Организация начала урока.
Цели:
- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

-Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь!
- «Учитесь, смекайте, активными будьте!
И к знаниям вы откроете путь!» (Слайд 1)
-Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
II. Актуализация опорных знаний
Цели:
- организовать актуализацию знаний учащихся об особенностях степной зоны;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Гнал, кр_чать, в тетрад_, чист_л.( Слайд 2)
-Посмотрите на экран и подумайте, какое задание можно предложить, используя эти слова.
(Вставить пропущенные буквы, найти лишнее слово).
-Найдите лишнее слов? Какое же? ( В тетради)
- Почему? Докажите. ( В тетради- существительное, а остальные слова глаголы)
-Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. ( В тетради - орфограмма безударный гласный в окончании сущ. 3- го скл., П. п., пишем -и.)
Слово исчезает.
- Какое из оставшихся слов лишнее? ( Кричать)
- Почему? Ведь слово кричать - это глагол .( Кричать- это глагол в начальной форме, а начальная форма глагола не изменятся, как другие формы глагола.)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Кричать - орфограмма безударный гласный в корне слова, проверочное слово- крик).
Слово исчезает.
-Какие слова остались? (Гнал, чистил.)
- Что общего в этих словах? (Это глаголы прошедшего времени.)
- По каким признакам можно определить, что это глаголы прошедшего времени?
( По вопросам и наличию суффикса - л.)
-Есть ли орфограмма в первом слове? (Нет.)
- Есть ли орфограмма во втором слове? (Да.)
- Какая орфограмма? ( Безударный гласный.)
- В какой части слова ? ( В суффиксе.)
- Вставьте пропущенную букву и объясните орфограмму. Запишите в тетрадь.
Ш.Открытие нового знания.
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Дети объясняют какую букву они вставили.
- Объясните как проверить данную орфограмму. (Возникает затруднение.)
-Как вы думаете, какова тема урока?( Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.) (Слайд 3)
- Какую цель поставим? (Цель: узнать, как проверить безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени.) (Слайд 4)
- Проблема обозначена. Подскажите, что делать дальше? ( Понаблюдать за глаголами, исследовать.)
- У вас на парте лежит карточка. Значит, вам предстоит работа в парах.
-Наш девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!»
-Выполните задание. Понаблюдайте за данными глаголами. Может быть, вы установите закономерность, от чего зависит написание безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Работа в парах. Обучающиеся выполняют задание, устанавливают закономерность. Делают выводы. (Приложение 1)
-Какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов глаголов в прошедшем времени? (У глаголов прошедшего времени перед суффиксом - л- пишется тот же суффикс, что и перед - ть в начальной форме.)
-А надо ли определять спряжение у глаголов в начальной форме? (Нет. Достаточно ,только поставить глагол в начальную форму.)
Если дети не смогут сделать вывод , то учитель предлагает им:
- подчеркнуть орфограммы безударной гласной, находящиеся перед суффиксом - л- у глаголов прошедшего времени , и суффиксы , находящиеся перед - ть в начальной форме;
- сравнить в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой;
-сделать вывод о написании суффиксов глаголов прошедшего времени.
- Знания добыли . Как же мы будем рассуждать, чтобы применить их?( Составим пошаговый алгоритм.)
Обучающиеся составляют алгоритм. (Слайд 5)
- Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола прошедшего времени?( Надо поставить глагол в начальную форму.)
- Следующий шаг? ( Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.)
- Что надо сделать после этого? ( В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л - написать тот же суффикс, который стоит в начальной форме.)(
-Где мы можем проверить свое предположение? ( В учебнике.)
-Откройте учебники и проверьте правильный ли мы сделали вывод.( Обучающиеся читают правило на стр. 96.)
- Давайте вернемся к глаголу чистил. Использую алгоритм, объясните написание орфограммы.( Чистил- орфограмма безударный гласный в суффиксах глагола прошедшего времени. Чист_л -чистить- читсил.)
IV. Физминутка
.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)

V. Первичное закрепление.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

- Сейчас используя новые знания, проверим себя.
Работа по учебнику (стр. 96, упр. 70)
1 вариант - 1-3 предложения.
2 вариант- 4-6 предложения.
Проверка с комментированием. (Обучающиеся объясняют написание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени.)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Перед вами лежит две карточки, выберите то задание, с которым вы считаете, что справитесь. (Приложение 2)
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.
Взаимопроверка по эталону. (Слайд 6, 7)

VI.Итог урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какими способами?
- А теперь мы все знаем о глаголе?

VII. Рефлексия.
- Запишите в тетради на каждой строчке буквы любые четыре буквы.
- Подберите глагол прошедшего времени на каждую букву, чтобы охарактеризовать наши действия на урок.( Например: с- слушал, р - рассуждал,
м - м, п - писал.)
- Скажите , пожалуйста, использовали ли вы новые знания?
- В каких словах?
Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что скрывается под словами «русский язык»
Оценивание.
- Спасибо за урок!
























Работа в парах

1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.

Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить


Работа в парах

1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.

Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить


Работа в парах

1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.

Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить



Работа в парах

1.Определите, в какой форме стоят глаголы.
2.Разберите глаголы по составу.

Строил - строить
Услышал - услышать
Погладил - погладить



Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Повес_л, выбеж_л, удар_л.


Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Повес_л, выбеж_л, удар_л.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Завис_л – зависеть,
Плак_л – плакать,
Ужал_л – ужалить.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы и выделите глагольный суффикс.

Повес_л, выбеж_л, удар_л.






















13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Root Entry