Статья Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода в начальной школе

Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода в начальной школе.

Каждое общество на определённом этапе развития предъявляет свои требования к школе. По утверждению ученых, объём научных знаний удваивается через каждый 8-10 лет, а это означает, что как бы школа ни старалась поспевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам. И в какой бы сфере деятельности после окончания школы человек не работал, для него важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, уметь пополнять и обновлять свои знания.
Значит главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.[1]
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной, развивающей модели массовой школы.
У современных образовательных учреждений появилась, наряду с обучающей и воспитывающей, новая функция – развивающая, а именно задача формирования у выпускников личностных качеств активного деятеля, созидателя. Формируется новый тип школы – школа деятельностного обучения.[1]
В связи с этим широкое распространение получают деятельностно - ориентированные педагогические технологии. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная научным коллективом Ассоциации «Школа 2000» на базе Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПК и ППРО под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределяют в четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.[2]
Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1.Мотивация к учебной деятельности. Безусловно, одним из важнейших моментов является начало урока.  На данном этапе я стараюсь использовать девизы, пословицы, добрые пожелания учащимся, выражаю поддержку; актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создаю  условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаю тематические рамки (“могу”). Этап длится 1-2 минуты, но очень важный и не должен проходить формально.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. Этап длится 5-7 минут. Для него подбираются многофункциональные задания необходимые только для построения нового знания.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе  предлагаю ученикам   выявить место и причину затруднения. Ученики восстанавливают  выполненные операции и фиксируют  операцию, где возникло затруднение; затем  соотносят  свои действия с используемым способом действий (алгоритмом). Продолжительность этапа 3-4 минуты.
4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном  этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели. Продолжительность этапа 4-6 минуты. Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.[]
5. Реализация построенного проекта. Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение.  В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Этап длится 5-8 минут. На этом этапе наиболее эффективна и интересна для учащихся групповая форма работы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально по «цепочке», в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Продолжительность этапа 4-5 минут. Каждый учащийся должен проговорить новое знание максимальное количество раз.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: предлагаю применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Продолжительность этапа 3-5 минут. На данном этапе проверяется каждым учащимся освоение базового уровня. Самостоятельная работа может представлять письменную работу небольшого объёма узкой типовой направленности. На этом этапе ученики проводят самоконтроль по эталону, аргументируя правильность своего решения или исправляя ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе ребята выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираю такие  задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Продолжительность этапа 5-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. В конце урока организую работу с «Лесенкой успеха», сигнальными карточками разного цвета, карточками рефлексии, по которым учащиеся оценивают собственную  учебную деятельность. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Уверена, что  правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную учебную деятельность, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, создаёт в коллективе класса атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, товарищества, делает учёбу в школе единым образовательным процессом. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.

Список литературы
1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000..»/ Построение непрерывной сферы образования. – М.:АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000..», 2007.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000..», 2008.



15