Применение информационно-коммуникативного подхода к выбору учащимися элективного курса по английскому языку


Применение информационно-коммуникативного подхода к выбору учащимися элективного курса по английскому языку
В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
К числу наиболее серьезных и реальных достижений современной динамично развивающейся школы можно отнести постановку и апробацию дисциплин, углубляющих знания учащихся в определенных предметных областях. Причем, это, как правило, не только апробированное содержание предметных программ, но еще и дополнительные, методические, дидактические и диагностические материалы. Наличие последних чрезвычайно важно, так как их использование позволяет сделать учебный курс мобильным, способным меняться в соответствии с соотношением потребностей и возможностей учащихся.
Приведем конкретный пример из педагогической деятельности. В средней школе № 23 г. Иркутска в рамках углубленного изучения отдельных предметов были созданы и апробированы элективные курсы по следующим предметам: английский язык, русский язык, математика, физика, история обществознания и экономика.
Таким образом, преподавание предметов, углубляющих и расширяющих познания учащихся в конкретной области знаний, ведется давно, имеет множество модификаций, а также конкретные достижения и результаты.
Этапы технологической цепочки понятны и легко может быть трансформирован каждым учителем под свой предмет (либо спецкурс) с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовленности ученика. На примере элективного курса по английскому языку это выглядит так:
Отбор учащихся и их анкетирование с целью определения их интересов в области филологии. Таким образом, первоначальная информация об ученике и его интересах получена.
Мониторинг обученности на «входе», то есть проверка уровня знаний учащегося на начало предпрофильного обучения по всем видам речевой деятельности в виде тестов, контрольных работ по грамматике, чтению, аудированию, письму, составленных на базе программных требований к учащимся восьмого класса школ с углубленным изучением английского языка. Результаты позволяют определить учащегося в соответствующую группу для занятий либо составить индивидуальный план подготовки.
Отбор и расположение учебного материала с учетом количества часов, предусмотренного курсом.
Текущий и итоговый мониторинг обученности, профильная ориентация учащихся, рефлексия, самооценка и результативность предпрофильной подготовки представляют собой суть четвертого этапа. Основной формой контроля за уровнем достижения учащихся в освоении элективных курсов мы видим форму “Student’s Portfolio”. Это, на наш взгляд, одна из эффективных форм оценивания. Эта форма используется в образовательной практике для составления и пополнения коллекции самостоятельно выполненных учебных заданий, учебных достижений. Выполнение 70% работ дает право ученику на получение “зачета”. Такая форма достижение поддерживает интерес к элективному курсу, способствует повышению мотивации, проявлению инициативы, снятию психологического барьера перед отметкой.
Особое внимание хочется уделить информации об уровне подготовки и образовательных потребностях учащихся. Благодаря ей учитель-профессионал может произвести точную настройку курса в соответствии с характеристиками учебной группы.
В ходе ведения элективных курсов по английскому языку было определено, что наиболее технологичным и информативным методом получения таких данных является анкетирование. В качестве примера приведем некоторые образцы анкет, используемых в практике преподавания.
На уровне предпрофильной подготовки проводится ориентационное анкетирование, целью которого является выявление особенностей интересов в предметной области.
Анкета №1
Какие учебные предметы представляют для вас особый интерес? Да Нет Не уверен
Английский язык Русский язык Математика Физика История Экономика Определив учебную группу, заинтересованную в дальнейшем углублении и расширении знаний, можно приступать к следующему этапу диагностики - выявлению специфики познавательной деятельности учащихся. Для этого предлагается следующая анкета, например по английскому языку:
Анкета №2
Какой вид деятельности с использованием иностранного языка наиболее привлекателен для вас? Да Нет Не уверен
Преподавание иностранного языка Перевод устный Перевод письменный Исследовательская работа в области лингвистики Исследовательская работа в области зарубежной литературы Туристический бизнес Международная журналистика Дипломатическая деятельность Иностранный язык в деловой и межкультурной сфере общения Данные анкеты позволяют внести коррективы в активную лексику, сформировать оригинальный тезаурус и использовать в преподавании дидактические материалы, соответствующие интересам и актуальным образовательным потребностям учащихся. Кроме того, в соответствии с полученными данными необходимо внести и методические коррективы в преподавание языка, сменив с одни виды учебной деятельности на другие. Следует, однако, помнить, что методические коррективы преподавания иностранных языков необходимо производить в соответствии не только с интересами (на уровне «хочу») учащихся, но и с их возможностями (на уровне «могу»). Кроме того, значимым критерием коррекции является на сегодняшний день обязательный минимум содержания, а в ближайшем будущем, вероятно, им станут и стандарты профильного обучения. Как раз для определения их образовательных возможностей учащихся и предназначена третья анкета. Она сравнительно более объемная, чем две предыдущие, однако и более информативная.
Анкета №3
Умеете ли вы эффективно изучать иностранный язык? Какие учебные стратегии вы используете?
А. Умение организовать свое обучение Да Нет
Когда я читаю текст на иностранном языке, в первый раз я читаю быстро, не задерживаясь на деталях; второй раз я читаю внимательно Когда я читаю текст на иностранном языке, я стараюсь сначала понять главную мысль до того, как обращусь к словарю в поиске незнакомых слов. Я контролирую свое произношение, когда читаю вслух, и стараюсь его исправить по мере необходимости. Я стараюсь избегать ошибок, когда говорю на иностранном языке. Я стараюсь найти повод попрактиковаться в иностранном языке. Я планирую свое время так, чтобы каждый день иметь время для занятий иностранным языком. Б. Умение учиться, использовать эффективные приемы учения Да Нет
Я стараюсь найти ассоциации между новыми словами и тем, что я уже знаю. Я стараюсь использовать новые слова когда отвечаю на уроке. Когда я ищу новое слово в словаре, я читаю все примеры, которые иллюстрируют использование слова. Часто я догадываюсь о значении слова или выражения к контексту. Когда я учу новые слова и выражения я повторяю их вслух Я вспоминаю о значении нового слова и выражения, представляя, в какой ситуации оно может быть использовано. Я стараюсь понять значение нового слова, деля его на части, значение которых мне известны. Я стараюсь не переводить дословно. Для корректировки и уточнения данных, полученных в ходе анкетирования, обычно используется индивидуальное собеседование с учащимися.
Анализ и обобщение этого и многих других примеров эффективно работающих методов регулирования процесса дифференцированного обучения может стать существенным подспорьем в деле становления системы профильного обучения.
Список используемой литературы
Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне/Е.С.Маркова//Иностранные языки в школе.-2006.-№2.
Сафонова В.В. Профессионально-ориентированное обучение иноязычной речи в условиях обучения/В.В.Сафонова, П.В.Сысоев//Иностранные языки в школе.-2005.-№2.