Я лиру посвятил народу своему


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Ардатовская средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И. Образумова»
«Я Лиру посвятил народу своему…»
( к 190 - летию со дня рождения Н.А. Некрасовалитературно-музыкальная композиция) Подготовила
Учитель русского языка и литературы
Кочнева И.М.
Его слава будет бессмертна, вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов.
Н.Г. Чернышевский
Первый ведущий:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Второй ведущий:
Я рано встал, недолги были сборы,
Я вышел в путь, чуть занялась заря;
Переходил я пропасти и горы,
Переплывал я реки и моря;
Боролся я, один и безоружен,
С толпой врагов, не унывал в беде
И не роптал…
Первый ведущий:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
О Волга!... Колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам…
Второй ведущий:
Там зелень ярче изумруда.
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера…
Песня: мелодия народной песни « Коробейники»
Первый ведущий:
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
( музыка обрывается. В наступившей тишине звучит голос Ведущего)Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки.
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик-
И сердце дрогнуло во мне.
Песня: « назови мне такую обитель»
Второй ведущий:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Питомцы ветреной судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, павшие рабы!
Первый ведущий:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный,
И рабство, павшее по манию царя?
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
Второй ведущий:
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула муза мне:- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Первый ведущий:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,-
Не верьте, юноши, не стареет она.
О если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир! Увы! Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Второй ведущий:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется-
То бурлаки идут бечевой...
Волга! Волга! Весной полноводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?
Первый чтец:
« Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили « Железную дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьями, находясь под сильным впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: «Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!». Эти слова, произнесенные украдкой в нескольких шагах от строгого военного начальства, глубоко врезались мне в душу». Георгий Валентинович Плеханов.
Второй чтец:
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Грянь над пучинами моря,
В поле, в лесу просвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи!
Третий чтец:
«..Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная-
Вся деревня на лугу.
Четвертый чтец:
У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;
Третий чтец:
Через силу тянет песенку.
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку;
Няня дремлет и поет:
Звучит песня: « Песня Ерёмушке» М. Мусоргского.
В пошлой лени усыпляющей
Пошлых жизни мудрецов.
Будь он проклят, растлевающий
Пошлый опыт – ум глупцов!
Будь счастливей! Силу новую
Благородных юных дней
В форму старую, готовую
Необдуманно не лей!
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
Второй чтец:
С ними ты рожден природою-
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.
Возлюби их! На служение
Им отдайся до конца!
Нет прекрасней назначения,
Лучезарней нет венца.
Третий чтец:
Будешь редкое явление.
Чудо родины своей;
Не холопское терпение
Принесешь ты в жертву ей:
Необузданную, дикую
Угнетателям вражду
И достоверности великуюК бескорыстному труду.
Первый чтец:
Милейший! Выучи наизусть и вели всем, кого знаешь, выучить « Песню «Ерёмушке» Некрасова, напечатанную в сентябрьском «Современнике»…помни и люби эти стихи, они… идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости. Боже мой, сколько великолепнейших вещей мог бы написать Некрасов, если б его не давила цензура!» Из письма Добролюбова к другу.
Второй чтец:
Из письма петербургских студентов Некрасову.
Третий чтец:
« Прочли мы твои « Последние песни», и защемило у нас сердце, тяжело было читать про твои страдания, невмоготу услышать твое сомнение: « да и некому будет жалеть». Но зачем же забыл ты нас, учащуюся молодежь русскую?.. несем мы в сердцах могучую, святую любовь к народу, ту любовь, то уже многим стоила свободы и жизни…»
Звучит мелодия песни « Дин-дон, дин-дон, слышен звон кандальный…»
Первый чтец:
Благодарение господу богу,
Кончен проселок! Не спишь?
Третий чтец:
Думаю, братец, про эту дорогу.
Первый чтец:
То-то давненько молчишь.
Что же ты думаешь?
Третий чтец:
Долго рассказывать.
Только тронулись по ней,
Стала мне эта дорога показывать
Тени погибших людей,
Бледные тени! Ужасные тени!
Злоба, безумье, любовь…
Едем мы, братец, в крови по колени!
Первый чтец:
Полно, тут пыль, а не кровь…
Барин, не выпить ли нам понемногу?
Больно уж ты присмирел?
Третий чтец:
Пел бы я песню про эту дорогу,
Пел бы да ревмя ревел,
Песней над песнями стала бы эта
Песня…да петь не рука.
Первый чтец:
Песня про эту дорогу уж спета,
Да что в ней проку?.. Тоска!
Третий чтец:
Знаю, народ проторенной цепями
Эту дорогу зовет.
Первый чтец:
Верно! увидишь своими глазами
Русская песня не врет!
Третий чтец:
Скоро попались нам пешие ссылные,
С гиком ямщик налетел,
В тряской телеге два путника пыльные
Скачут… едва разглядел…
Подле лица - молодого, прекрасного-
С саблей усач…
Брат, уделяемый с поста опасного,
Есть ли там смена?
Первый и третий чтецы( вместе)
Прощай!
Звучит негромкая мелодия песни « Дин-дон, дин-дон, слышен звон кандальный…»
Третий чтец:
Ну, пошел же, ради бога,
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога-
Эх, садись ко мне дружок!
Второй чтец:
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Третий чтец:
Не стыдися, что за дело?
Это многих славный путь.
Второй чтец:
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю, батька на сынишку
Издержал последний грош.
Четвертый чтец:
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Второй чтец:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете-
Кто - нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай, работай, да не трусь…
Третий чтец:
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Первый ведущий:
Средь мира довольного
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твердую,-
Каким идти?
Второй ведущий:
Одна просторная
Дорога горная.
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жаднаяИдет толпа.
На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.
Первый ведущий:
Другая тесная,
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойденного.
За угнетенного,
Стань в их ряды.
Иди к обиженным,
Иди к униженным-
Там нужен ты.
Второй чтец:
Из письма петербургских студентов Некрасову: « Но зачем же забыл ты нас, учащуюся русскую молодежь?..несем мы в сердцах могучую, святую любовь к народу, ту любовь, что уже многим стоила свободы и жизни. Мы пожалеем тебя, любимый наш, дорогой певец народа, певец его горя и страданий; мы пожалеем того, кто зажигал в нас эту могучую любовь к народу и воспламенял ненавистью к его притеснителям».
Первый чтец:
«Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья».
Четвертый чтец:
«Знай же, что ты не одинок, что взрастит семена эти всей душой тебя любимая молодежь русская…»
Песня « Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село».
О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба-
Не плачь! Завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский- взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом ссеченную Музу.