Пояснительная записка рабочей программы внеурочной деятельности по математике в 6 Б классе «Математика для любознательных».


Пояснительная записка
рабочей программы внеурочной деятельности
по математике в 6 Б классе
«Математика для любознательных».
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в
различных областях производства, которые непосредственно связаны с
математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся
спросом в научно-технических отраслях современного производства,
экономике, бизнесе.
Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры.
Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и
конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать
только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить
на олимпиаде.
Чтобы достичь современного уровня математического образования,
необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной
работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность
создаёт условия для более полного осуществления практических,
воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Цель и задачи внеурочной деятельности.
Цель: содействие в достижении обучающимися планируемых результатов, определяемых основной образовательной программой.
Задачи :
обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы ООО;
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
улучшить условия для развития ребенка;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» .Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).
Содержание программы :1. Натуральные числа – 15 ч.
2. Дроби – 7 ч.
3. Пропорции – 5 ч.
4. Уравнения – 7 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке, как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
по окончании курса «Математика для любознательных» учащиеся должны:
знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки
виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
уметь:
логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
научиться новым приемам устного счета;
познакомиться с великими математиками;
познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
научиться работать с кроссвордами и ребусами;
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении задач
применить теоретические знания при решении задач;
получить навыки решения нестандартных задач;
выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, групповая, работа в парах с последующим коллективным обсуждением результатов.
Методы и приемы обучения:
укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
решение классических и нетрадиционных задач
дидактические игры.
Реализуется безоценочная форма организации обучения.
Литература:
1.Шевкин А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов, Москва «Русское слово»,2003 г.
2.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. Москва «Просвещение», 1999 г. 3. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва. 4. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986. 5. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986. 6. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999. 7. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984. 8. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». 9. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по математике в 6-б классе « Математика для любознательных».
Учитель Бушуева Т.Б. 2014-2015 учебный год
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения Форма организации занятия Виды деятельности обучающихсяФормируемые умения
Натуральные числа. Индивидуальная и групповая Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, моделируют условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов, строят логическую цепочку рассуждений, критически оценивают ответ, осуществляют самоконтроль - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел;
-решать задачи логические, более сложные на движение, на «части», на переливание и взвешивание;
-применять графы и принцип Дирихле при решении задач
1 Задачи на сложение и вычитание натуральных чисел. 1 5.09 2 Задачи на умножение и деление натуральных чисел. 1 12.09 3. Задачи на «части». 1 19.09 4. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности. 1 26.09 5 Задачи на движение по реке. 1 3.10 6 Задачи на движение. 1 17.10 7 Задачи на переливания. 1 24.10 8 Задачи на взвешивания. 1 31.10 9 Логические задачи, решаемые таблицами. 1 7.11 10 Логические задачи, решаемые графами. 1 14.11 11 Задачи – шутки. 1 28.11 12 Задачи на «худший случай». 1 5.12 13 Принцип Дирихле. 1 12.12 14 Старинные задачи. 1 19.12 15 Старинные задачи. 1 26.12 Дроби. Индивидуальная и групповая Выполняют практические расчеты, решают задачи из смежных предметов - иметь представление о происхождении дробей;
- владеть информацией о старых русских мерах
16 Вводные задачи. 1 9.01 17 Задачи на нахождение части и числа по его части. 1 16.01 18 Задачи на сложение и вычитание обыкновенных дробей. 1 23.01 19 Задачи на умножение и деление обыкновенных дробей. 1 30.01
20 Задачи на «бассейны». 1 6.02 21 Старинные задачи. 1 13.02 22 Старинные задачи. 1 20.02 Пропорции Индивидуальная, парная и групповая Выполняют практические расчеты, решают сложные задачи на проценты - понимать смыл процента;
- применять свойство пропорции
23 Задачи на нахождение процентов числа. 1 6.03 24 Задачи на нахождение числа по его процентам. 1 13.03 25 Задачи на нахождение процентного отношения. 1 20.03 26 Сложные задачи на проценты. 1 27.03 27 Сложные задачи на проценты. 1 3.04 Уравнения Индивидуальная, парная и групповая Анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, моделируют условие с помощью реальных предметов, строят логическую цепочку рассуждений, критически оценивают ответ, осуществляют самоконтроль - вводить неизвестную величину;
- учитывать все данные условия задачи;
- составлять и решать уравнения
28 Вводные задачи. 1 10.04 29 Решение задач с помощью уравнений. 1 24.04 30 Решение задач с помощью уравнений. 1 30.04 31 Более сложные задачи, решаемые уравнением. 1 8.05 32 Более сложные задачи, решаемые уравнением. 1 15.05
33 Более сложные задачи, решаемые уравнением. 1 22.05 34 Старинные задачи. 1 29.05 .