Обобщение опыта тема Методы формирования контроля и самоконтроля на логопедическом занятии


Обобщение опыта работы на МО учителей-логопедов г. Орска
Учитель – логопед
МДОАУ «Детский сад № 31
«Звездочка» г. Орска»
Козлова Любовь Владимировна
Тема: «Методы формирования контроля исамоконтроля у дошкольников с ОНР на логопедическом занятии»
Контроль (самоконтроль) - это свернутое,автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач. (П.Я. Гальперин).
Различают, следующие видов контроля
по входящим в него элементам констатирующий и корректирующий,
по способам получения информации о протекании выполняемой операции: непосредственный и опосредованный контроль,
по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции мышечно- двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный,
по формам организации работы фронтальная, индивидуальная и взаимная проверка.
В процессе формирования навыков самоконтроля у дошкольников необходимы следующие педагогические условия, а именно:
применение дидактических принципов общей и специальной педагогики такие как принцип:
доступности,
планомерности,
систематичности и последовательности усложнения учебного материала;
ознакомление с последовательностью операций, входящих в алгоритм формирования контроля;
привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля с опорой на реальные предметы или изображения;
постепенное усложнение действия контроля по мере овладения данным умением;
использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;
постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию, перерастающему в умение, а затем в навык;
изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.
В основе воспитания навыка контроля (самоконтроля) у детей дошкольного возраста, используется метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, состоящего из трех этапов:
I - этап - ориентировка в задании,
II – этап - выполнение задания,
III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.
На I этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:
- активизация слухового внимания оптимальными средствами,
- выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание,
- активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.
Основная цель первого этапа - научить ребенка выделять задания вниманием и запоминать их. На этом этапе работы, можно использовать такие упражнения, как:
- Знакомство с артикуляционным аппаратом
- Сказка веселого язычка
- Знакомство с символами гласных звуков
- Анализ артикуляции звука
- Схемы - Порядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука при постановке звуков.
Работа по формированию действий контроля на этапе ориентировки, продолжается до тех пор, пока действия не станут привычными. Параллельно ведется работа по формированию умения ставить собственные цели и планировать их выполнения.
На II этапе – этапе выполнения задания педагог учит ребенка:
сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом,
оценивать правильность своих действий,
исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
В ходе этого этапа эффективны приемы, побуждающие ребенка к самоконтролю («А ты вспомни»).
Задачи второго этапа осуществляются аналогично первому этапу, до тех пор, пока действия не станут привычными. Используются такие упражнения, как
Определи мягкость и твердость согласного.
Место звука в слове начало, середина, конец слова.
Где чей домик?
Выделение количества звуков (слогов) в слове (размещение предметных картинок в нужные вагончики). Задания выполняются с опорой на наглядность, для контроля используются цветовые либо числовые символы на обратной стороне карточки.
Схема цепного текста. Схема цепного текста может использоваться на этапе автоматизации звуков, например:
Автоматизация звука Ч. Дается задание:
- Послушай рассказ.
- Перескажи текст, опираясь на картинки.
«Однажды Ч поехала к чукчам.
Чукчи живут в чуме.
В чуме горит очаг.
На очаге подогрели чай.
Чаем напоили Ч».
Составление предложений по схеме
Например: Тема «Дикие животные». Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА» дети, используя схему составляют предложения, контролируя выполнение задания опираясь на картинки и символы.
Использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи.
Загадки запоминалки:
- Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках.
- Взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Дети должны вспомнить его и закончить.
Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки.
На III этапе – оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:
Вспомни задание - что нужно было сделать.
По каким правилам - какие правила ты выполнил.
Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно.
Использование наглядного материала с целью самоконтроля:
Лото четвертый лишний.
Говорим правильно.
Лото по лексическим темам.
Используются карты самоконтроля с целью проверки правильности выполнения задания.
Цель: правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.
На протяжении всей работы по формированию метода контроля и самоконтроля используются игровые, наглядные и практические методы обучения.