Презентация опыта работы на МО учителей-логопедов на тему Методы формирования контроля и самоконтроля на логопедическом занятии.


Методы формирования контроля исамоконтроля на логопедическом занятии. Учителя – логопеды Гончарова Ольга ПетровнаКозлова Любовь ВладимировнаСаргсян Юлия Альбертовна Контроль (самоконтроль) - это свернутое,автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач. (П.Я. Гальперин). Классификация самоконтроля. По входящим в него элементам констатирующий и корректирующий; по способам получения информации о протекании выполняемой операции непосредственный и опосредованный контроль; по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операциимышечно- двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный. по формам организации работы фронтальная, индивидуальная и взаимная проверка Педагогические условия применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности,последовательности усложнения учебного материала;последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля с опорой на реальные предметы или изображения;постепенное усложнение действия контроля по мере овладения данным умением; использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык; изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ. В основе воспитания контроля (самоконтроля) у детей дошкольного возраста, используется метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Поэтапное формирование самоконтроля: I - этап - ориентировка в задании; II – этап - выполнение задания; III – этап - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания. На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи: - активизация слухового внимания оптимальными средствами;- выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание;- активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.Основная цель - научить ребенка выделять эти задания вниманием и запоминать их. А У О И Э Знакомство с артикуляционным аппаратом Сказка веселого язычка Знакомство с символами гласных звуков Постановка звукаПорядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука На этапе выполнения задания педагог учит ребенка: сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом; оценивать правильность своих действий; - исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания. место звука в слове (начало, середина, конец) мягкость и твердость согласного Где чей домик Выделение количества звуков (слогов) в слове(размещение предметов в нужные вагончики) Схема цепного текста Автоматизация звука Ч Послушай рассказ . Перескажи текст, опираясь на картинки. Однажды Ч поехала к чукчам.Чукчи живут в чуме.В чуме горит очаг.На очаге подогрели чай.Чаем напоили Ч Составление предложений по схеме Тема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА»() Использование мнемотаблиц в связной речи Загадки запоминалки:Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках.Взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить. Цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки. На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий: 1. Вспомни задание - что нужно было сделать.2. По каким правилам - какие правила ты выполнил.3. Какие правила не выполнил - какие выполнил неточно. Этап полученного результатаВспомни заданиеКакие правила ты выполнил? Лото по лексическим темам Лото «Говорим правильно» Лото «Четвертый лишний» Цель: правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком. Спасибо за вниманиеЖелаем успехов!