Педагогические условия развития координационных способностей школьников младших классов


«Педагогические условия развития координационных способностей школьников младших классов»
Развитие двигательных способностей является одной из главных проблем теории методики физ. Воспитания. Многими отечественными специалистами отмечается, что развитие физических качеств у человека происходит неравномерно. Возрастной период от 6 до 11-12 лет характеризуется расширением индивидуального двигательного опыта, повышением уровня физического развития и физической подготовленности. В этой связи особую актуальность приобретает проблема развития координационных способностей школьников.
Объектом исследования: является процесс развития и формирования координационных способностей у школьников 1-3 классов.
Предмет исследования: методы физической культуры и эффективность их воздействия на развитие координационных способностей школьников.
Целью исследования: является определение педагогических условий для развития координационных способностей школьников 1-3 классов на основе заданий интеллектуальной направленности и учета возрастных особенностей школьников.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что направленное использование средств физической культуры в сочетании с простейшими заданиями интеллектуальной направленности позволят качественно повысить уровень развития координационных способностей учащихся 1-3 классов.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития координационных способностей.
Методологической основой исследования является теория многоуровневого построения движений Н. А. Берштейна.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
Определить уровень развития координационных способностей школьников 1-3 классов.
Выявить взаимосвязь координационных и интеллектуальных способностей школьников.
Разработать и апробировать методику развития координационных способностей школьников младших классов на основе выявленных возрастных особенностей.
Научная новизна: работы определяется получением в ходе исследования новых данных о взаимосвязи координационных и интеллектуальных способностей.
Практическая значимость: заключается в развитии координационных способностей школьников 1-3 классов с использованием заданий интеллектуальной направленности и учета возрастных особенностей школьников.
Теоретическая значимость: заключается в дополнении и расширении познания в области теории и методики физического воспитания школьников младших классов на основе учета возрастных особенностей двигательного и интеллектуального развития детей.
Разработанная методика тестирования и оценка уровня развития координационных способностей школьников позволила повысить объективность оценки уровня развития координационных способностей, эффективность применения средств физической культуры.
Эксперимент проводился 1 учебный год (с сентября 2015г. по апрель 2016г.) Результаты исследования внедрены в практику работы школ №1002 (2 отделение и 3 отделение) г. Москвы.
В контрольной группе находились школьники 1-3 классов школы №1002 (3 отделение) в количестве 54 человек (20-первоклассников, 16-второклассников, 18-третьеклассников).
Исследования проводилось в рамках комплексного изучения КС и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
В экспериментальной группе находились школьники 1-3 классов школы №1002 (2 отделение) г. Москвы в количестве 26 человек.
По своим антропометрическим показателям школьники, принимавшие участие в экспериментальном исследовании, не отличались от своих сверстников из контрольной группы.
В ходе эксперимента нами были выявлены возрастные особенности младших школьников на основе проведенного анализа научно-методической литературы и нормативных документов.
В начале и в конце эксперимента проводилось педагогическое тестирование. В течении всего эксперимента были проведены беседы и анкетирование родителей.
С помощью визуального наблюдения за внешними признаками утомления и медицинского контроля за частотой сердечных сокращений оценивалось правильность построения урока по физической культуре и последовательность использования различных средств.
В процессе работы использовался наглядный метод - непосредственный показ физических упражнений, наглядных пособий, помощь. А также вербальный метод, позволяющий с помощью слов сообщать знания, мотивировать выполнение различных заданий, осуществлять руководство при формировании двигательных навыков и умений, анализировать совместно с учащимися достигнутые результаты.
При проведении тестирования учащихся с помощью педагогического наблюдения (ПН) оценивалось качество выполнения сложных тестов, а также умение сосредоточиться и показать максимальный результат.
В процессе тренировочных занятий основное внимание уделялось разучиванию отдельных элементов.
Определялось возможное количество повторений отдельных упражнений и интервалов отдыха между ними, а также соответствие величины нагрузки в соответствии с возможностями школьников. Проводилась оценка полноценности восстановления организма после наиболее трудных заданий. В процессе педагогического эксперимента использовались различные тесты, например:
Прыжок в длину с места;
Прыжок без маха руками;
Прыжок без зрительного контроля;
Измерение показателей мелкой моторики пальцев рук;
Тест по оценке интеллектуального развития.
Среди методов исследования координаций движения особое место занимают методики исследования ручной умелости с учетом тонкости уровня точности сенсомоторной координации и тест для оценки специфических координационных способностей (броски мяча в цель стоя спиной к цели; прыжки на разметку).
(ТАБЛИЦЫ И РИСУНКИ)
Результаты исследований подтвердили гипотезу о целесообразности направленного использования средств физической культуры в сочетании с простейшими заданиями интеллектуальной направленности для повышения уровня развития координационных способностей.
Было выявлено, что большое значение в повышении эффективности педагогического процесса играет использование разнообразных средств и методов, влияющих на улучшение координационных способностей школьников. В процессе тренировки целесообразно подбирать упражнения по принципу от простых к более сложным упражнениям.
Создаются предпосылки для всестороннего и гармоничного воспитания школьников на основе интегрального развития как двигательных, координационных, так и интеллектуальных способностей. С организационной точки зрения и исходя из закономерностей формирования структуры урока целесообразно применить наиболее эффективные методики развития КС в начале урока сразу после подготовительной части урока. Это связано с определенными сложностями выполнения упражнений на развитие КС школьниками, а также возможностью полной концентрации внимания по выполнению упражнений в этой части урока. Занятия проводить желательно в игровой форме, при подборе упражнений необходимо выбирать те, в которых участвует большее число мышечных групп, а также упражнения с участием мелких мышц кисти.
На основании проведенного эксперимента мы сделали следующие выводы:
Динамика уровня развития координационных способностей (КС) школьников младших классов характеризуется неравномерным изменением рассматриваемых показателей. Выявлено, что:
Наибольший прирост показателей наблюдается в тесте, характеризующем уровень развития КС мелкой моторики пальцев рук. У мальчиков он наблюдается во втором классе, у девочек в третьем классе.
КС оцениваемые в прыжках в длину с места характеризуется тем, что мальчики наибольшие результаты показывают во втором классе, как в прыжках в длину с места без маха руками, так и в прыжках в длину с места без зрительного контроля. Девочки во втором классе показывают наибольшие результаты в прыжках в длину с места без маха руками, а в третьем классе в прыжках в длину с места без зрительного контроля.
КС в прыжках вверх с места у девочек во втором классе можно оценить как самые низкие, а в первом и третьем классах как наибольшие у мальчиков такой закономерности не отмечено.
Определены взаимосвязи различной силы между показателями координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов.
Разработана методика развития КС школьников 1- 3 классов, основанная на выявленных возрастных особенностях (на основе проведенного анализа научно-методической литературы и нормативных документов) и взаимосвязи интеллектуальных и координационных способностей школьников младших классов. В экспериментальной группе улучшение составило в среднем на 15.0% в контрольной - на 10,9%.







Взаимосвязи между координационными и интеллектуальными способностямиВзаимосвязи между интеллектуальными и КС мелкой моторики пальцев двух рук Мальчики 1-3 класса р=0,92
Девочки 1 -3 класса р=0,83
Взаимосвязи между интеллектуальными и КС мелкой моторики пальцев правой (ведущей) руки Мальчики 1-3 класса р=0,81-0,76
Девочки 1-3 класса р=0,86-0,73
Взаимосвязи между интеллектуальными и КС мелкой моторики пальцев левой (не ведущей) руки Мальчики 1-3 класса р=0,83-0,75
Девочки 1-3 класса р=0,75-0,64
Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и способностью к овладению новыми движениями Мальчики 1-3 класса р=0,83-0,75
Девочки 1-3 класса р=0,75-0,64














Практические рекомендации: на уроках физической культуры рекомендуется включать в занятия с детьми младшего школьного возраста упражнения для развития КС. Проведенные исследования показали, что наиболее эффективно развитие КС происходит в первом и во втором классе. К третьему классу темпы прироста несколько снижаются.
Целесообразно использовать
Выполнения знакомых упражнений без участия отдельных сенсорных систем (с закрытыми глазами, с исключением зрительного анализа.
Выполнение упражнений в другую сторону (зеркальное выполнение).
Выполнение упражнений из нестандартных исходных положений и т.д., что позволяет более эффективно развивать КС.
Использование простейших задач (решение простейших примеров, задач и т.п.) интеллектуальной, например.
А также упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук (вязание различных узлов, перекидывание шайб, застегивание пуговиц на время и др.) на уроках физической культуры представляются наиболее целесообразным.