Особенности применения технологии индивидуализации и дифференциации на уроках физической культуры


Особенности применения технологии индивидуализации и дифференциации на уроках физической культуры.
Одно из главных требований современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут, наиболее, важны.
Основная цель использования технологии дифференциации – организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, на уровне их возможностей и способностей.
Задачи:
Обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
Создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.
Сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы.
В современной педагогике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий индивидуальные особенности учащихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность), в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание, формы и методы обучения. Физическое воспитание строго базируется на принципах последовательности, постепенности и посильности.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки и психологическими качествами. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. В процессе дифференциация обучения на уроке могут иметь место разнообразные формы индивидуальной и коллективной работы. При этом основное содержание должно быть доступно всем учащимся и ими усвоено. В то же время необходимо учитывать интересы наиболее подготовленных учащихся.
У каждого учителя физической культуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости. Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Выделяют три характерные группы школьников:
1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.
Особенности методики индивидуального подхода:
1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные и спортивные игры. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность. В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.
Важнейшее средство повышения эффективности урока в условиях дифференцированного обучения – самостоятельная работа учащихся. Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, применяла в своей работе карточки с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках. По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Учителю на протяжении урока нужно консультировать детей, помогать, в выполнении сложных заданий, обучать новым движениям, страховать их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.
Программа по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ – это контрольные нормативы, требования, баллы по своей сути очень близка к спортивным соревнованиям: с их конкуренцией, нацеленностью на победу. Выполнение всех нормативов не обходится без последствий, поскольку оно ухудшает психическое состояние («не уложился», «не выполнил», «не сдал»), особенно по легкой атлетике. Я пришла к необходимости разработке индивидуальной карточке учащегося. Учащиеся заполняют карточку, в которую вносят данные о двигательных умениях в начале и в конце каждого учебного года. В ней же фиксируются результаты контрольных упражнений. Работая с карточкой, школьники самостоятельно отслеживают индивидуальную динамику роста своих физических качеств. Она стимулирует школьника к самостоятельным занятиям. Конечно же, нельзя утверждать, что индивидуальные карточки полностью проверяют все умения и навыки, которыми должны владеть ученики в процессе обучения.
На смену индивидуальных карточек пришло тестирование учащихся для определения уровня физических способностей. Тестирование по 5 упражнениям-тестам в начале учебного года (входной контроль). Работа по дифференцированному подходу к учащимся заканчивается, как правило, только после того, как ученик покинет стены школы после ее окончания. Но в конце каждого учебного года необходимо подвести итог проделанной работе.  Для этого в мае месяце проводится повторное тестирование учащихся по тем же упражнениям, что и в начале года. Это необходимо для выявления изменений, которые произошли в уровне развития физических способностей каждого ученика. На основании полученных данных учащимся формулируется домашнее задание по физической культуре на лето. Контрольные испытания дали возможность осуществлять своевременный и правильный контроль над подготовленностью учащихся.
Использую Дифференцированное выставление отметки по физической культуре.  При оценке  физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Теоретические знания через тесты, презентации, видео. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронные презентации по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, но желающие быть аттестованными или получить дополнительно по разделу программы положительную оценку. Выполняя презентации, ученик  в полной мере проявляет свою активность, своё творчество, активизирует двигательную и познавательную деятельность. Другой формой использования ИКТ - применение тестирующих программ, что даёт возможность: осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения, достоверно оценивать качество обучения. Экспресс-тестирования: тематические и комплексные, с подсказкой и без неё, использование программы AD Soft Tester, в которую можно включить вопросы по основным разделам программы, портативная мультифункциональная камера Classic Solution DS5, способная передавать изображение с бумаги, цветных фото и сохранять их на компьютере.
Все это позволило объективно оценить теоретические знания учащихся. Оценивание знаний школьников создает благоприятные условия для дальнейшего развития индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, возможности помочь им преодолеть трудности в обучении. В связи с проведением всероссийской олимпиады по физической культуре возросла роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний. Основной особенностью олимпиады является тесная сопряжённость её содержания с учебным материалом  школьной программы  и одновременная проверка качества его освоения школьниками в жёстких условиях конкурсных испытаний. 
Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны заниматься отдельными видами спорта в системе дополнительного образования, выбирая кружки по интересам, привлекая к спортивным мероприятиям. Такая дифференциация позволит максимально укрепить здоровье, не только развить, но и усовершенствовать двигательные умения и навыки. Позволит одарённым детям достичь определённых высот в различных областях спорта, самореализоваться и, возможно, выбрать профессию. Еще одним важным шагом стало внедрение комплекса ГТО в образовательные учреждения. Дифференцированный подход при подготовке учащихся к сдаче комплекса ГТО целесообразно осуществлять на основе учета степени индивидуального результата. Разработанные в 2014 г. РФ нормативы ГТО показывает, что они хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов. Регистрируясь на сайте комплекса ГТО, учащийся отслеживает индивидуальную динамику роста своих физических качеств, сравнивая с нормативами комплекса ГТО своей ступени.
Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Я считаю, что применение технологии дифференциации и индивидуализации на уроках физической культуры способствует повышению физической подготовленности учащихся, дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.