Технология развития критического мышления как один из способов реализации стратегии смыслового чтения


Технология развития критического мышления как один из способов реализации стратегии смыслового чтения «Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»                                                                 (Д. Дидро). В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтенияи работе с текстом Выпускник основной школы должен научиться: •ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; •находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); •решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; •структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; •преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; •интерпретировать текст; •откликаться на содержание и форму текста; •на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; •в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; •использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Суть стратегии смыслового чтения и работа с текстом основана на:поиске информации и понимании прочитанного преобразовании и интерпретации информации оценке информации Поиск информации и понимание прочитанногоПреобразование и интерпретация информацииОценка информации- определять главную тему, общую цель или назначение текста - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста - выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы - интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера - откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) УСЛОВИЯ для организации эффективного обучения чтению:- мотивация - освоение приемов осмысления текста- организация проблемных и поисковых ситуаций - выполнение типовых заданий современные образовательные технологии Основа технологии:- трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).I. Вызов:- актуализация имеющихся знаний;- пробуждение интереса к получению новой информации;- постановка учеником собственных целей обучения;II. Осмысление содержания:- получение новой информации;- осмысление новой информации;- корректировка учеником поставленных целей обучения;III. Рефлексия:- размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу;- рождение нового знания;- выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»);Технология развития критического мышленияС помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом ВЫЗОВСОДЕРЖАНИЕРЕФЛЕКСИЯ"Кластер""Ключевые слова""Перепутанные логические цепочки""Верные и неверные утверждения""Вопросительные слова""Тонкие и толстые вопросы""Инсерт""Сводная таблица""Фишбоун""Бортовой журнал""Двухчастный дневник""Синквейн""Эссе""Телеграмма""Диаманта" "Шесть шляп" «Кластер» –графическая организация/систематизация материала. Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Урок обществознания (Тема «Общение») «Верные и неверные утверждения»Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные и неверные утверждения" из предложенных учителем,  описывают заданную тему.После знакомства с основной информацией (текст параграфа, документы ) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} УТВЕРЖДЕНИЯСогласенНе согласен ?!?!?+- №УтвержденияВ начале урокаВ конце урокасогласенне согласенсогласенне согласен1Основным источником семейного права в России является Семейный Кодекс РФ.2По отношению к ребенку большими правами наделена мать.3В определенных условиях с разрешения органов власти брак может быть заключен без присутствия одного из будущих супругов.4Вступление в брак может быть разрешено органами власти при наличии уважительных причин с 14-летнего возраста.5Гражданский брак - это совместное проживание, сожительство без регистрации брака. 6Брачный возраст в РФ – 18 лет.7Фактический брак – это официально зарегистрированный брак.8Неоспоримо должно признаваться главенство отца в семье.9В выполнении обязанностей по дому между супругами должно быть абсолютное равенство.10Юридическая сила признается только за браком, зарегистрированным в органах Загса. Урок обществознания (Тема «Семья») «Фишбоун» – «рыбья кость» Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних - выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. В хвосте оформляется вывод. Урок истории (Тема «Феодальная раздробленность на Руси»)Причины распада Древней РусиМеждоусобные войны и борьба за киевский престолУсиление экономической мощи отдельных земельОтсутствуют тесные торговые связи между княжествамиНе был определен порядок наследования киевского престолаРазличия территорий по природным и хозяйственным условиямНатуральное хозяйствоРаздробленность на Руси была неизбежна «Инсерт» - «реализация смысла»Этот прием работает и на стадии осмысления. Ученики работают с текстом, используя условные знаки, а затем заполняют таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. «» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы {912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}ЗначкиКлючевые словаКолумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию+Конкиста – завоеваниеКолония – территория, потерявшая независимость–Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов?Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на другие товарыУрок истории (Тема «Географические открытия и их последствия») Синквейн – творческая форма рефлексии.Правила написания синквейна: 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). 3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Россия Многоликая, огромная Живи, расти, процветай Я люблю тебя горячо Родина ПрезидентУмный, справедливыйУправляет, издает, заботитсяПервый человек государстваСтрана Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты, цифры, события. Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?«Шесть шляп» «Шесть шляп»Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать?           В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.  Меняйте шляпы, уважаемые коллеги!Притча о шести шляпах Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет формировать и совершенствовать навыки смыслового чтения, умения и навыки работы с информацией:находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации! Спасибо за внимание !