Внеклассное мероприятие Математический бой для 10 классов


Внеклассное мероприятие для 10 классов «Математический бой»
Невозможно избавиться от чувства, что математические формулы
живут собственной жизнью и обладают собственным разумом,
что они умнее нас, умнее даже тех, кто их открыл,
что мы получаем из этих формул больше,
чем в них было изначально заложено.Генрих Герц
Основные цели внеклассного мероприятия:
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
Воспитание высокой культуры математического мышления.
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.
Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике: помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся.
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Основные задачи внеклассного мероприятия:
углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности, повысить уровень математического мышления;
способствовать возникновению и поддержанию интереса к математике у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды любителей математики;
организовать досуг учащихся в свободное от учебы время с использованием того богатства математики, которое накоплено человечеством.
Участники игры: ведущий, 5 команд, жюри в составе 7 человек, помощницы (ласточки), болельщики.
Ход игры
Ведущий: Сегодня мы собрались для того, чтобы провести бой математический между командами 10 классов. Поприветствуем команды10-А, 10-Б, 10-В, 10-Г, 10-Д классов. Поприветствуем капитанов! Сегодня оценивает выступление команд компетентное жюри в составе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителей математики и учащихся старших классов.
Я– ведущая, организатор, учитель……
Теперь о правилах. Наш бой будет состоять из пяти сражений.
Кросс-опрос (0-30 б) Домашнее задание
(0- 5б) Конкурс эрудитов. Вопрос-ответ
(0-5б) Наши любимые функции (0-4 б) Конкурс
болельщиков (0-2б) Итог
1БОЙ.
Кросс-опрос. На выполнение задания командам выделяется 3минуты.
(Каждой команде выдаются листы с заданиями, на них же учащиеся пишут ответы)
1. Числа, расположенные правее нуля.
2. Число, не являющееся ни простыми, ни составным. 3. Число, которому соответствует точка на координатной прямой.
4.Прямые на плоскости, имеющие одну общую точку. 5.Инструмент для построения окружностей в тетради.
6.Из двух чисел на координатной прямой то число больше, которое расположено…
7.Скорость, умноженная на время.
8.Результат деления.
9.Натуральное число, имеющее более двух делителей.
10.Выражение, находящееся над дробной чертой.
11.Сотая часть числа.
12.Инструмент для измерения и построения отрезков в тетради.
13.Прямые, пересекающиеся под прямым углом.
14.Результат сложения.
15.Расстояние, деленное на время.
16.Числа, расположенные левее нуля.
17.Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным.
18.Расстояние от числа до начала отсчета на числовой оси.
19.Две непересекающиеся прямые, лежащие на плоскости.
20.Одно из решений уравнения.
Ответы
1.Положительные
2.Единица
3.Координата
4.Пересекающиеся
5.Циркуль
6.Правее
7.Расстояние
8.Частное
9.Составное
10.Числитель
11.Процент
12.Линейка
13.Перпендикулярные
14.Сумма
15.Скорость
16.Отрицательные
17.Ноль
18.Модуль числа
19.Параллельные
20.Корень
2 БОЙ. Домашнее задание
Команды на дом получили задание сочинить оду функции. Это творческое задание. Ребята сочинили стихи. Давайте посмотрим, что у них получилось.
БОЙ. Конкурс эрудитов. Вопрос-ответ. В этом сражении командам задается вопрос и дается минута на обсуждение.
1вопрос. Какое геометрическое тело в латинской форме греческого слова означает сосновую шишку? (Конус)
2вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её. Подсказки: -Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса. -Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов. -Учёный, сформулировавший, данную теорему родился на острове Самосее. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течении 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов. -Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника. -Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия. -В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» -треугольник со сторонами 3, 4 и 5. (Египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 32+42=52, т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора). У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теорема невесты», за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по–гречески называлась нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимание на чертёж, перевёл слово «нимфа» как невеста, а не «бабочка».  
3 вопрос. Карл Фридрих Гаусс, открывший "это" в 19-летнем возрасте, придавал ему настолько большое значения, что позднее завещал выгравировать "это" на своем надгробии, хотя многие другие его открытия имели для науки гораздо большее значение. О каком открытии идет речь. Что завещал при жизни выгравировать Гаусс на своем надгробии? ( Правильный семнадцатиугольник, построение правильного 17 угольника с помощью циркуля и линейки.)
4 вопрос.Великий немецкий ученый, основоположник дифференциального и интегрального исчисления, решавший уравнения с помощью определителей; с его именем связано введения понятия "функция"; был знаком и неоднократно встречался с русским императором Петром I, который даже зачислил его службу. Он дал Петру I много советов по созданию Академии Наук. Его имя (Лейбниц Готфрид Вильгельм)
5 вопрос. Кому принадлежат слова: "Числа правят миром"? (Древнегреческому математику Пифагору)
6 вопрос. Кто из великих математиков завещал построить над своей могилой памятник в виде шара и цилиндра в память о том,  что он нашел отношение объемов цилиндра и вписанного в него шара – 3:2? (Архимед)
7 вопрос. Значение французского философа Рене Декарта в науке не исчерпывается отдельными достижениями и открытиями, хотя и их было предостаточно, что бы имя его осталось известным научному миру. Так, в алгебре он разработал метод неопределенных коэффициентов, ввел общепринятую и поныне систему обозначений, ввел теорию касательных к кривым, уравнений четвертой степени, нашел правила определения объема и центра тяжести тел вращения и, наконец, создал аналитическую геометрию.
Но мало кому известно еще одно гениальное открытие Декарта, которым все с комфортом пользуются и в наше время. Занимая в кино или в театре свои места «согласно купленным билетам», мы даже не догадываемся, кто и когда предложил, ставший уже обычным в нашей жизни, способ нумерации кресел по рядам и местам. Так вот, оказывается, эта идея осенила знаменитого французского естествоиспытателя Рене Декарта. Посещая Парижские театры, он всегда удивлялся путанице, неразберихе, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, всего лишь из-за отсутствия элементарного порядка распределения мест в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получило номер ряда и порядковый номер от края, сразу свела на нет все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском обществе. Театралы не переставали просить короля о награде ученого за столь гениальное и простое изобретение.
8 вопрос. Составь верные равенства и не равенство используя следущие числа 15 13 9 8 7 6 5
13+6=7 15+5=8 ЧАСЫ
9 вопрос. Чему равна сумма первых ста натуральных чисел. 5050
10 вопрос. Чему равна сумма всех чисел на рулетке в казино. Сумма всех чисел на рулетке в казино равняется числу дьявола — 666.
11 вопрос. У числа Пи есть два неофициальных праздника. Первый — 14 марта, потому что этот день в Америке записывается как 3.14.Второй в европейской форме записи. Когда у числа пи второй праздник? ( Второй — 22 июля, которое в европейском формате записывается 22/7, а значение такой дроби является достаточно популярным приближённым значением числа Пи.)
12 вопрос. Какое число невозможно написать римскими цифрами. 0
БОЙ 4
Командам необходимо установить соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают. (1 формула лишняя)
 
 
 30454605318760

72961513335

10001255452110
ОТВЕТЫ
А Б В Г Д
3 2 4 1 Сражение для болельщиков. Назвать пословицы, содержащие числа. Победу в этом сражении и поощрительный балл получает команда, назвавшая наибольшее количество пословиц и поговорок с числами.
Подведение итогов.
Слово жюри, ведущей и всем желающим высказаться. Награждение. Особенно активных болельщиков тоже поощрить оценками. Так же могут быть заготовлены небольшие подарки, приз зрительских симпатий, лучший игрок и т. д.