ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ


ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ.
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет,” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.
В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
1. Достижения социальной компетентности обучающихся.
2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
4. Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
В своей педагогической деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационных – владение информационными технологиями.
3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я в процессе обучения применяю информационно-коммуникационные технологии. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся. Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: электронные-учебники, программы-тренажёры, справочники, энциклопедии, библиотеки электронных наглядных пособий.
Мною возможности компьютера используются в обучении математики в следующих вариантах:
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
-использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников;
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Я формирую ключевые компетенции у учащихся через применение метода индивидуального проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики. Участие студентов в проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решения, самостоятельно заниматься своим обучением, учит отстаивать свое мнение. Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволило нам увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.
Информационно-коммуникационная технология способствует:
1. Активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Развитию вариативности мышления, математической логики.
3. Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.
   По данным современных исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала;    ⅓ часть увиденного; ½ часть услышанного и увиденного одновременно; ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.
Применяя информационные технологии на уроках математики, мне удалось:
1. Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В группах, как правило 20-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации.
2. Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Учащийся решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
3. Повысить качество наглядности в учебном процессе.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.