Материал по психологии на тему: Агрессия и агрессивность: разница понятий


Тема. «Агрессия» и «агрессивность»: разница понятий
Несмотря на разное понимание понятия агрессии в представленных научных подходах, большинство специалистов принимают за основу следующее ее понимание: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения». Р. Бэрон подчеркивает, что данное определение необходимо рассматривать как модель злонамерного поведения, а не как модель мотива (стремление оскорбить или навредить), эмоции (злость) или установки (расовые или этнические предрассудки).
В Большом психологическом словаре под агрессией понимается «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» .
Как можно заметить, в данном определении агрессия мотивирована. Представляется целесообразным исходить именно из этого определения, так как исходя из структуры деятельности без мотивов невозможно никакая активность, в том числе агрессивное поведение.
Под агрессивным поведением будем понимать разновидность поведения, имеющего признаки агрессии:
осознаваемые или неосознаваемые мотивы причинения вреда;
противоречие социальным нормам;
наносимый вред объектам нападения;
последствием является физический ущерб или психологический дискомфорт.
Выделяются разные классификации агрессии:
классификация A. Bass. По его мнению, агрессию можно рассматривать по трем шкалам как физическую – вербальную; активную – пассивную; прямую – непрямую (Таблица 1.1.);

классификация Buss; Fechbach; Hartup. Авторы предлагают, что агрессию можно разделить на враждебную и инструментальную. Враждебная агрессия – агрессия, выражающаяся в действиях с целью причинения вреда объекту агрессии (например, негативные проявления детей, мотивированные причинить зло объекту). Инструментальная агрессия – агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели, без нанесения вреда объекту (например, поведение подростков при совершении кражи, где основным мотивом будет являться нажива, а не причинение боли и страданий жертве);
классификация Zillmann. Агрессия здесь разделяется на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». К первой относятся действия субъекта, направленные на устранение неприятной ситуации или ослабления ее вредного последствия (например, дурное воздействие со стороны других). Ко второй относятся действия, которые активизируются с целью достижения выгоды.
классификация Dodge & Coie делят агрессию на реактивную и проактивную. При реактивной агрессии происходит возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. При проактивной агрессии наблюдается отрицательное поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение положительного результата;
выделяют также аутоагрессию и альтруистическую агрессии. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, суициде. Альтруистическая агрессия – агрессия, основной целью которой является защита других интересов от чьих-то действий.
Таким образом, к какой бы классификации агрессии не пришлось бы обратиться, как говорил Р. Бэрон, она «мотивирована различными целями».
Отличным от понятия агрессии является понятие «агрессивность». Исходя из вышеперечисленного агрессия сопровождается действием, поведенческим актом, а агрессивность рассматривается как «устойчивое личностное образование – черта, свойство, качество». При этом агрессия как акт поведения не всегда сопровождается агрессивностью как качеством личности и, наоборот, агрессивность может внешне не выражаться в агрессии (агрессивном поведении). Это означает, что человек, внутренне агрессивный, может внешне агрессию не демонстрировать, но он готов ее проявить при определенных условиях. Поэтому агрессивность можно рассматривать как «готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, выражающуюся в агрессивных действиях».
Педагог-психологВикулова А.А.