Технологическая карта занятия по внеурочной деятельностиЮный исследователь на тему:Почва и её свойства 4 класс


Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей – интернат №1» г. Курска
Методическая разработка
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности,
общеинтеллектуального направления
Научное общество «Юный исследователь»
Класс: 4В

Учитель: Трепалина Татьяна Николаевна
Технологическая карта занятия
внеурочной деятельности обучающихся 4 класса.

Научное общество «Юный исследователь» Тема: Почва и ее свойства
Цель: изучить состав и свойства почвы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Формировать самооценку и личностное самоопределение к видам деятельности (личностное УУД).
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностное УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать умение общаться со сверстниками в обучающейся деятельности. Помощь учащихся в совместном освоении действий. Умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками. (коммуникативное УУД).
2. Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям (регулятивное УУД).
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме и письменной(познавательное УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
сформировать знания на уровне:
понятий (почва, состав почвы, свойства почвы, виды почв),
представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой),
причинно-следственных связей (от состава почвы зависят её свойства);
сформировать умения (работы с материалами, видеть причины явлений, ставить элементарные опыты);
сформировать навыки наблюдений, работы с планом
Место проведения: класс.
Оборудование: Проектор, ноутбуки, экран, раздаточный материал и оборудование для работы в группах и проведения опытов, музыка для фона.
Дата проведения: 18 февраля 2016 г.
Время занятия: 45 мин.
Учитель: Трепалина Татьяна Николаевна

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир Индивидуальная, групповая фронтальная. Видеоуроки .нет Урок Почва
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию. Предлагает план занятия, организует беседу, которая помогает обучающимся сформулировать цели и задачи на занятие.
Сегодня у нас с вами занятие по внеурочной деятельности «Юный исследователь». Посмотрите, что необычного вы заметили у нас в классе? Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня? Верно, а мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем.
(Учитель надевает белый халат, детям - колпачки.)
– Так как мы с вами учёные-исследователи, то должны уметь исследовать, работать точно и достоверно, а ещё и заработать звание "Юный исследователь". Все записи будем вести в лабораторном журнале.
.
Приветствуют учителя, Знакомятся с планом, принимают участие в беседе.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме
Наш класс похож на лабораторию.
Познавательные
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на занятие, создание ситуации успеха, доверия.
2. Создание проблемной ситуации. На основе
соотнесения
полученных знаний и поставленной проблемой, подвести к её решению.
Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте прослушаем рассказ Ильина "Чудесная кладовая" и в результате прослушивания определим тему исследования.
Как вы понимаете значение слова кладовая?
- А сейчас внимательно послушаем рассказ и попробуем определить тему нашего исследования.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М.Ильин)
Осмысление рассказа и предположение темы исследования.
Читает заранее подготовленная, ученица. Чтение сопровождается спокойной музыкой, дети сидят в произвольном положении, как им удобно
Место, где хранятся запасы Познавательные
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте
Коммуникативные
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.
Регулятивные
Осуществляют самоконтроль.
3.
4. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Программа-опровержение. (Доказать или опровергнуть утверждение.)
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Кто уже догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.
Ребята, как вы думаете, почему писатель Ильин назвал почву "кладовой"?(выслушать мнение всех детей)
-А что такое почва? Сейчас мы с вами попробуем это узнать, я буду зачитывать вам предложение, а вы если согласны с моим утверждением то поднимаете синюю полоску, если не согласны, то красную.
- Просигнализируйте, согласны ли вы с моими суждениями. (Синий - согласен, красный - нет.)
- Я считаю, что почва - это камни, скалы, горы. (я вижу, что вы все не согласны)
- Почва – это слой земли. (я вижу, что вы сомневаетесь)
- Почва всегда имеет темный цвет. (я вижу, что вы согласны)
- Почва – состоит из остатков растений, животных, корешков, листьев, частей насекомых и червей.
Мне показалось, что вам тяжело было отвечать на мои утверждения, у вас были сомнения, может вам не хватало знаний по данной теме. Я думаю, что в конце нашего занятия вы сможете уже точно ответить на мои утверждения. А сейчас я предлагаю вам поработать в группе и собрать корзину идей.
Приём "Корзина идей". -Почва – это ...
(ответы детей у каждой группы напечатаны на компьютере, затем учитель дает точное определение)
Почва – это верхний плодородный слой земли.
- Предположение какой группы было точнее?
 Чтобы выяснить, что почва является кладовой, проведём исследования.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Работу будем вести, согласно научной программе.
Научная программа:
Состав почвы
Свойства почвы
Типы почв
Охрана почв.
Вступают в диалог с учителем. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
почва
верхний плодородный слой земли, на котором растут травянистые растения и в котором можно найти животных и их останки.
Обсудите в группах и выдвиньте своё предположение за 1 минуту. Вы должны выбрать от группы человека, который будет печатать на компьютере данное определение.
(узнаем об основных свойствах почвы, ее составе и дадим определение, то есть раскроем секреты этой кладовой).
Познавательные
Осуществляют выполнение учебной задачи, возможности её решения.
Коммуникативные
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.
Регулятивные
Осуществлять самоконтроль и самооценку.
5.
Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.
Работа в группах.
Организует фронтальный опрос, работу в группах.
Сейчас вы проделаете опыты, для этого каждая группа получит свои набор для исследования и проведет опыт, объяснение как делать опыт у вас написано на отдельных листах. Первый опыт для всех групп одинаковый.
- Рассмотрите почву. Какого она цвета? Запишите.
- Какие частички видите в почве? Запишите. Далее каждая группа читает свое задание и выполняет опыт.
1 группа.
- Бросьте комочек сухой почвы в воду.
- Что вы увидели?
В почве есть…
Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух).
2 группа.
- Возьмите щепотку почвы, положите на салфетку, сожмите салфетку с почвой. Что вы увидели на салфетке?
Значит, в почве есть…
3 группа.
- Поместите почву в стакан с водой и размешайте. Подождите несколько минут.
- Что вы увидели на дне стакана?
Значит, в почве есть … и …
-Какая стала вода? (Мутная, на поверхности – мусор, останки листьев, насекомых).
-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху – глина). Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина. Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням. Глина хорошо удерживает воду).
-Как вы думаете, что е ещё входит в состав почвы? Следующие опыты мы посмотрим и выясним что еще входит в состав почвы.
Далее просмотр 2 опытов на видео.
Обобщают знания о здоровом образе жизни, работая в группах.
свои выводы нам представит 1 группа (в почве есть воздух), что увидела 2 группа(в почве есть вода) и какие выводы у 3 группы (в почве есть песок и глина)
Дети прикрепляют на доску свои выводы
Коммуникативные
Взаимодействовать в группе
Регулятивные
создать условия для закрепления знаний и умений и применения их на практике; обогатить субъективный опыт детей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
5. Закрепление полученных знаний. Что входит в состав почвы? (Создаётся кластер на доске.) Просмотр видео о воздействии почвы на растения
Коммуникативные
Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.
Регулятивные
Осуществлять самоконтроль в соответствии с целевой установкой.
6. Самостоятельное творческое использование
сформированных УУД. Предлагает определить уровень своих достижений.
Найдите их у себя в коллекции черноземные почвы , в них много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. Подзолистые – по цвету напоминают золу.
1. Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.
2. Песчаные почвы хорошо пропускают воду, хорошо прогреваются солнцем, но они быстро высыхают, засушливы, в них тоже мало перегноя.
Учитель: Спасибо, ребята, за сообщения. Как вы думаете, какие виды почв наиболее часто встречаются в нашем крае? Сообщение о почвах Курской области.
Так какие же почвы преобладают в Курской области? Может кто – то из вас слышал, что наш край называют Центрально- чернозёмный. Как вы думаете почему?
Представьте, что когда-то на земле вообще не было почв, везде было пусто, но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней. Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, при чём очень медленно: за сто лет – один сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро – в течение одного года
Исследуют виды почв используя сформированные УУД. Познавательные
Осуществлять актуализацию полученных знаний.
Коммуникативные
Выбирают адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности
Регулятивные
Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после её завершения на основе оценки, наблюдений и учёта сделанных ошибок.
8.
Рефлексия занятия.
Предлагает обучающимся показать свои знания по теме почва.
Какова была тема нашего исследования?
Что такое почва?
. Возьмите в руки полоски и попробуйте сейчас ответить на мой утверждения.
- Просигнализируйте мне, согласны ли вы теперь с моими суждениями. (Синий - согласен, красный - нет.)
- Почва - это камни, скалы, горы.
- Главное свойство почвы -это плодородие.
- Почва – это слой земли.
- Почва всегда имеет темный цвет.
- Почва состоит из воздуха, песка, перегноя, воды, соли, песка и глины.
-Почва – это верхний плодородный слой земли.
В начале нашего занятия у вас были сомнения, вам трудно было ответить на мои утверждения, но сейчас, я вижу что вы точно можете ответить на мои утверждения без сомнения. Спасибо за занятие и сейчас каждый из вас заслуженно получает звание «Юный исследователь»
Показывают свое мнение о работе на занятии. Познавательные
Осуществлять актуализацию полученных знаний, повышение интереса к предмету. Коммуникативные
Умение формулировать и высказывать свое мнение в эмоционально-яркой форме в процессе общения со сверстниками и взрослыми людьми.
Универсальные учебные действия:
Личностные: умение проявлять дисциплинированность и внимание; умение самоопределиться к задачам занятия и принять цель занятия.
Регулятивные: умение определять собственную деятельность по достижению цели, использовать имеющиеся знания и опыт.
Познавательные: умение распознавать и называть состав и виды почв.
Коммуникативные: умение осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной и письменной форме выдвигать предложения, согласовывать, принимать коллективное решение.