Экологический проект на тему Лаборатория неживой природы (2 младшая группа)


Экологический проект."Лаборатория неживой природы"
Тип проекта: познавательно-поисковый.
Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Эноргосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к неживой природе в детском саду был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели, помощник воспитателя.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев (декабрь январь, февраль, март, апрель, майЦель проекта:
1. Развивать у детей представления о природном объектах неживой природы
2. Закладывать основы экологической культуры личности
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении .2. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
формирование представлений детей об объектах неживой природы
формирование познавательного интереса;
обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к объектам неживой природы
привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Перспектива развития проекта:
в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;
в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;
в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.
5. Подготовка необходимого оборудования.
6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
7. Определение объема знаний детей о воде, песке, глине в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.
9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3.О.М. Масленникова, А.А.Филипенко "Экологические проекты в детском саду" Волгоград, издательство "Учитель" 2011год
4. Интернет ресурсы.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004 год.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2005 год.
7. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.
8. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа.
Материал и оборудование:
ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики. 
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
 ДЕКАБРЬ
1. Составление проекта.
2. Подготовка к реализации проекта.
3. Проведение диагностики детей по теме проекта.
2 этап. Основной.
 
 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
.
 
Исследуе мый объ-
ект или
явление Название
Мероприятия
(опыта, экспе-римерта)Цель опыта Материалы,
оборудование
1 2 3 4 5
1
Д
Е
К
А
Б
РЬ
Я
Н
В
А
РЬ
Вода 1Узнаем,
какая вода
2.Вода -
Волшебница.
3.Чем пахнет
Вода
4.Лед - это вода
5.Вода и пар Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся
Продолжать
Выявлять свой-
ства воды:
в воде раство-
ряются некото-
рые вещества
(при этом водаменяет цвет,
вкус)
продолжать выявлять свойства воды: она без запаха. Начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены
Показать, что в тепле лед и снег становятся водой.
Показать, что пар - это тоже вода. Две одинаковые
ёмкости, закрытые
крышками: одна
пустая, другая
чистой водой;
набор мелкихцветных предметов
— Три одинаковые
ёмкости с водой;
— гуашевая краска;
—пакетик растворимого кофе;
— 10 кусочков сахара рафинада;
— одинаковые стакан-
чики по количеству
детей
три стакана с водой (чистую, с солью, с сахаром).
Раствор валерианы
Пластмассовая бутылка со льдом
Емкость со снегом
2
Ф
Е
В
Р.
А
Л
Ь
Воздух 6. Что
в пакете?
7. Игра с соломинкой
8. Игры
с воздушны-
мишарика-ми и соло-
минкой
9. Выдувание мыльных пузырей
10.Ветер по морю гуляет - Обнаружить
воздух в окру-
жующем про-
странстве, обра-
тить внимание
на свойства воз-
духа: прозрач-
ный, невиди-
мый, легкий.
Познакомить детей с тем, что внутри человека
есть воздух, обнаружить его.
Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обна - ружить его
Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попа - дании воздуха в каплю мыльнойводы образуется
пузырь
Обнаружить
воздух.
Полиэтиленовые
Пакеты
— Трубочки длякоктейля;
— ёмкости с водой
— Два воздушных шарика (один, надутый слабо, — мягкий; другой, надутый сильно, — упругий)— Тарелки (поднос);
— стеклянная воронка;
— соломенные папочки с колечками
на конце;
— мыльный раствор и ёмкость для него
— Бассейн с водой;
-модель судна-парусника
3
м
а
рт
Вес 11.Легкий - тяжелый
12. Плавает-
тонет. Показать, что предметы бы - вают лёгкие и тяжёлые. Научить
определять вес предметов
Показать, что в основном все лёгкие предмер - ты обладают плавучестью — Пёрышко и камень;
— непрозрачные пластиковые бутылки. Бу
тылки с песком и листьями, водой и травой
— Кусочек пенопласта;
— проволока;
— деревянный брусок;
— металлический брусок
4. Темпе - ратура(теплота) 13. Горячо — холодно
14. Чудесный мешочек Научить опреде - лять на ощупь температуру воды, предметов
Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлическиехолоднее,
деревянные — теплее) — Ёмкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся:
-на солнечной стороне,
в. тени;
— предметы, лежащие под лучами солнца;
предметы, лежащие в тени
Мелкие предметы издерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)
5
А
П.
Р.
Е
Л
Ь
. Песок
15 . Песочные струйки
16. Чудесные
фигурки Знакомство со свойством сухого песка сыпучестью
Продолжать
знакомить
свойствами
песка: влажный
песок можно
формировать.
— Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки
— Песок, вода;
— лопаточки, совочки
ведёрки, формочки
6. Глина 17Узнаем. Какая глина
18.Глиняные шарик .Знакомство со свойствами глины (размокает,мнется,
учить определять качества глины: мягкость, пластичность
— Куски глины;
— ёкость (ведёрко);
Вода
— Глиняные пред
меты, сделанные
воспитателем;
— глина;
— миска с водой;
— подставки
для работы
— тряпочки{7
М
А
Й
. Свет 19.Что в коробке Познакомить
значением
света, источника- ми света
(солнце, фонарик) — Коробка с крышкой,
в которой сделана прорезь;— фонарик