Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в средней группе Секреты воды в твердом состоянии


Конспект ООД по экологии на тему:
«Секреты воды в твёрдом состоянии».
Вид ООД: образовательная область «Познание» (ФЦКМ, ознакомление с природой).
Тема ООД: «Секреты воды в твёрдом состоянии»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды в твёрдом состоянии, обратить их внимание на то, что снег и лёд таят в себе много неизвестного.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами снега и льда (цвет, запах, формы), перехода снега и льда в разное состояние.
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Подвести к пониманию значимости воды, охране и экономии ее в быту и в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.
Методические приемы:
Игровой (сюрпризные моменты, физкультминутка).
Практический (опыты)
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: бесцветный, прозрачный, таяние.
Демонстрационный материал.
Ведро со снегом, кусочки льда, пустые ёмкости, стаканы с водой.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера, стихотворений и загадок.
План ООД.
1.Эмоциональный настрой.
2.Загадки.
3. Опыт 1: «Цвет снега и льда»
4. Опыт 2: «Какие на ощупь»
5. Опыт 3: «Какая форма»
6. Опыт 4: «Таяние снега и льда»
7. Опыт 5: «Что легче?»
8. Физкультминутка «Замри»     
9. Опыт 6: «Можно ли пить талую воду»
10. Опыт 7: «Разноцветные льдинки».
11. Итог занятия.

Ход ООД:
-Дети, какое сейчас время года? (Зима.) Что бывает зимой? (Зимой становится холодно, падает снег, реки покрываются льдом.)
-Отгадайте:
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах. Что это? (Снег)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)
- Сегодня нам придётся разгадать много загадок о снеге и льде, ведь они таят в себе много секретов. Вы готовы? (Да.)
-Тогда занимайте свои места за столами.
Опыт 1. Цвет снега и льда.
Выяснить, каким цветом снег и лёд. (Снег – белый, а лёд – прозрачный.)
Опыт 2. Какие на ощупь.
Выяснить, какие на ощупь снег и лёд (снег холодный, мягкий; лед холодный, скользкий, гладкий).
Опыт 3. Какая форма.
-Можно ли изменить форму у снега? (Да.) Как? (Снег мягкий, из него можно лепить и придавать ему любую форму.) У снега формы нет. Есть ли форма у льда? (Да.) Лед твёрдый. Он может быть любой формы. Какая форма у ваших кусочков льда? (Форма кубика.)
Опыт 4. Таяние снега и льда.
-Возьмите снег в руку. Что с ним происходит? (Он тает.) Что же такое снег? (Снег –это вода.) А теперь возьмите кусочек льда в ладошку, что вы видите? (Лёд тает.) Какой вы сделаете вывод? (Лед – это вода.) Какой кусочек льда быстрее тает маленький или большой? (Маленький.) Почету тают снег и лёд? (Ладошка тёплая.) Снег и лёд тают от любого тепла.
Опыт 5. Что легче?
-Возьмите кусочек льда и немного снега и опустите в воду. Что вы видите? (И снег и лёд легче воды, они плавают на поверхности.) Чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот. Оставьте снег и лед в стаканчиках и посмотрите, что с ними произойдет.
Игровое упражнение «Замри»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)
Опыт 6. Можно ли пить талую воду.
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
Опыт 7. Разноцветные льдинки.
-Ребята, а как можно сделать воду цветной? (Добавить краску.) Добавляем краску в ёмкости с водой. Можно ли из них сделать цветные льдинки? (Можно.) А что для этого нужно сделать? (Поставить в холодильник или вынести на улицу, «на мороз».) Правильно, её нужно заморозить и у нас вода превратится снова в лёд. Вот так мы и сделает, когда пойдём на прогулку, то возьмём формочки с собой и оставим их на улице, а завтра посмотрим на чудеса воды.
Вывод: Вода в окружающей среде бывает очень разной: это и дождь, и снег, и туман, и иней, и роса, и лед, и морозные узоры.