Рабочая программа кружка «Неизведанный мир» (опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)








Рабочая программа
кружка

«Неизведанный мир»
(опытно – экспериментальная деятельность в средней группе)








Разработала:
Кудрявцева Татьяна Александровна
воспитатель 1 квалификационной
категории средней группы
МДОАУ «Детский сад №18
«Ручеёк» общеразвивающего
вида г. Новотроицка



Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица


Пояснительная записка.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.


Возрастные особенности психофизического развития
детей 4-5 лет
К среднему дошкольному возрасту восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше белых или бумажных?», ответ будет таким же больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Цель : Развитие познавательно-исследовательской деятельности
детей 4-5 лет
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей.
Развивать воображение и творческую активность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Формировать познавательные действия, становление сознания.

Программа рассчитана на 1 год обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Предназначена для детей 4 – 5 лет.

Методические приемы:

Наблюдения.
Создание проблемных ситуаций.
Экспериментирование.

Формы работы:

Малые группы
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей


Тематическое планирование


Месяц
Тема
Занятия

1
Сентябрь
Противоположность – превращение.
Задачи:
- познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение;
- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;
- учить детей находить и различать противоположности;
- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»;
- познакомить со схемами «превращения».

Наоборот.
Большой – маленький.
Превращение.
Схема превращения.

2
Октябрь
Песок и глина.
Задачи:
- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т.д.
Посадим дерево.
Где вода?
Волшебный материал.
Песочная страна

3
Ноябрь
Человек.
Задачи:
- формировать представление о некоторых органах человека;
- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Носарий
Язычок помощник.
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
Чей глаз острее?

4
Декабрь
Свойства воды.
Задачи:
- формировать представления о свойстве и качестве воды.
Окрашивание воды.
Играем с красками.
Водяные весы.
Вода бывает теплой, холодной, горячей.

5
Январь
Солнечный свет.
Задачи:
- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;
- познакомить с тем, как образуется тень.
Солнечные часы.
Солнечные зайчики.
Свет повсюду.
Свет и тень.

6
Февраль
Свойства воды
Задачи:
- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды.
Лёд – вода.
Твёрдое – жидкое.
Испарение.
Лёд – вода – пар.

7
Март
Жизнь растений.
Задачи:
- подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения;
- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину.
Посадка лука.
Как развивается растение?
Нужен ли зимой растениям снег?
Зачем деревьям корни?

8
Апрель
Предметы.
Задачи:
- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;
- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;
- развивать умение определять признаки и свойства материалов.
Секретное письмо.
Свойства веществ.
Строение вещества.
Плавание тел.

9
Май
Воздух.
Задачи:
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг.
Поиск воздуха.
Сколько весит воздух?
Можно ли лежать на воздушных шариках?
Воздух повсюду.


Планируемые результаты

Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Список используемой литературы

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. –
М,: ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ
Сфера, 2002.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – эксперимен-
тальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование,
рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008




































15