Особенности использования Монтессори-материала на логопедических занятиях с детьми с ТНР.


Учитель-логопед: Е.И. Аникина
г. Волжский
Особенности использования Монтессори-материала на логопедических занятиях с детьми с ТНР.
В данной статье представлен теоретический материал работы по развитию речи с использованием сенсорного и социально-бытового материала Монтессори в условиях Центра реабилитации детей-инвалидов.
Ключевые слова: материал Монтессори, развитие речи, неговорящий ребенок,
дети с ОВЗ.
На сегодняшний  день педагогика Марии Монтессори –  одна из востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Но, несмотря на давнюю практику применения Монтессори-педагогики в работе с детьми с нормальным развитием, изначально основные принципы в ней были разработаны для детей с нарушенным развитием. На базе ЦРДИ «Надежда» логопеды эффективно применяют материал – Монтессори в работе с детьми с ОВЗ по развитию речи.
Метод Монтессори часто обвиняют в том, что это молчаливая педагогика, а значит, плохо развивает речь ребенка. Да, действительно, Монтессори рекомендует педагогу: «Веди счет словам своим!». Здесь нет принятых в традиционных методиках занятий по развитию речи. Так каким же образом можно развивать речь, используя материал Монтессори и не нарушая принципы педагогики Монтессори? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали влияние методики Монтессори на развитие речи.
Суть метода Монтессори.
Это система самовоспитания и саморазвития детей, в которой основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики, мышления, социально-бытовых навыков. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Методика Монтессори – база для развития речи.
Известно, что речь – это вторая сигнальная система. О чем она сигнализирует и почему она вторая? Человек в окружающем мире ищет то, что может удовлетворить какие – либо его потребности. Это могут быть потребности в еде, отдыхе и т.д. А узнает он необходимые ему предметы с помощью сигналов, воспринимаемых органами чувств. Так действует первая сигнальная система. Когда человек овладевает речью, слово становится вторичным сигналом. Само слово не пахнет, не имеет вкуса и т.п., но сигнализирует о вкусе и запахе. Поэтому речь является второй сигнальной системой. Для того, чтобы слово могло о чем-то сигнализировать, человеку необходимо иметь определенный опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Признаки предметов, их свойства должны быть выделены из окружающего мира, как-то систематизированы и осознаны, и тогда уже связаны со словом. Развитие речи по Монтессори-методу начинается с собственной практической деятельности ребенка с объектами окружающего мира. Используются специальные материалы и специальные виды работы, которые позволяют ребенку в процессе этой деятельности выделить для себя те свойства, признаки, особенности, связи и отношения, которые являются объектом изучения. Эти материалы и эти виды работы демонстрируются ребенку педагогом в специальных безречевых презентациях, развивая тем самым первую сигнальную систему. А речь становится вторичным сигналом. Слово само не пахнет, не имеет вкуса, не издает звуков, оно нам сообщает название предмета, за которым стоят первичные признаки.
Таким образом, безречевой этап является базой для формирования речевой функции.
Алгоритм работы с материалом Монтессори (сенсорным и социально-бытовым) по развитию речи в индивидуальной и групповой работе с детьми.
После интенсивной работы с материалом на безречевом этапе мы переходим к развитию речи, которое происходит на устных уроках (в Монтессори « урок Название »). Устный урок или «урок Название» - это специфический метод, используемый при обучении по Монтессори-материалам, который состоит из трех ступеней.
1-я ступень: логопед устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так предмет и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретным предметом.
2-я ступень: логопед произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его педагогу, положить его на стол или отнести обратно на место.
3-я ступень: логопед указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Кратко эти ступени можно обозначить таким образом:
Это -…
Дай мне…
Что это?
Основные логопедические задачи, решаемые на занятиях по развитию речи с использованием материалов Монтессори (сенсорный и материал практической жизни):
- развитие слухового восприятия;
- автоматизация звуков;
- уточнение и пополнение пассивного и активного словаря детей;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- ориентировка во времени и пространстве;
-формирование умения обобщать и делать выводы.
Эти задачи решаются:
В групповой работе.
Индивидуальной работе.
Групповая работа состоит из вводной части, свободной работы, заключительной части (рефлексии). В водной части можно реализовывать такие задачи как: развитие связной речи, закрепление частей суток, дней недели, времен года, формирование умения производить умозаключения, установление причинно-следственных связей.
Например, групповое занятие можно начать с рассказа о событиях, которые произошли на выходных, после праздников, каникул. Так как ребенок рассказывает о том, что происходило с ним (другие-то не знают!), то рассказчик получает естественную обратную связь: плохо сказал – тебя не поняли, переспрашивают, уточняют. Таким образом, происходит контроль ошибок. Можно использовать такой метод, как «речь-описание». Ребенок описывает предмет, пейзаж и т.д. исходя из собственных мотивов и собственного опыта, а не на оценку взрослого. Еще более сложным видом речи является «речь-рассуждение», когда ребенок предполагает или пытается выстроить и объяснить причинно-следственные связи.
Устный урок или «урок название» проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
В заключительной части занятия подводятся итоги проделанной работы. Педагог спрашивает у каждого из детей: с каким материалом работал, последовательность работы, что понравилось, что получилось, а что вызывало затруднение. Этот этап занятия важен для формирования планирующей функции речи, закрепления основных понятий и развития связной речи.