Статья Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения


Адамова Светлана Алексеевна
учитель биологии и химии
МБОУ Николо- Березовской СОШ
Милютинского района
Ростовской области
Организация исследовательской деятельности учащихся
при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения.
Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Она основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия школьников и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Исследования завершаются творческой работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. В течение нескольких лет ученики нашей школы выполняли исследовательские работы по изучению состояния природных объектов на стоянках экологической тропы, на которых проводятся детальные экологические исследования разных направлений. Одно из направлений исследовательской работы учеников в нашей школе связано с изучением экологической обстановки х. Николовка Милютинского района, выявление источников антропогенного загрязнения окружающей среды, поиск путей решения экологических проблем.
Эколого-краеведческие исследования по состоянию природных объектов и их отдельных компонентов осуществляется по следующим экологическим объектам (стоянкам, экологическими тропами):
-Стоянка № 1 – «Школьный дендрарий»
-Стоянка № 2 – «Река Берёзовая»
-Стоянка № 3 – «Балка»
-Стоянка № 4 – «Поле»
-Стоянка № 5 – «Роща»
-Стоянка № 6 – «Луг»
-Стоянка № 7 – «Озеро»
-Стоянка № 8 – «Корнеев родник»
Изучение данных объектов очень актуально в наше время, потому что является основой формирования гражданской позиции человека, базирующейся на реальных знаниях истории, географии и экологии.
Исследования проводятся по определенному плану.
1. Разработка программ школьных эколого-краеведческих исследований;
2. Экологический мониторинг состояния природных объектов и их отдельных компонентов;
3. Проведение практико-ориентированных мероприятий на данных объектах, с целью поддержания их экологического состояния;
3. Разработка, оформление и защита исследовательских работ.
4. Рефлексия.
В начале исследований каждый участвующий в работе ученик выбирает себе объект исследования – один из природных объектов населённого пункта. В ходе теоретических и практических занятий собирается материл для исследовательской работы по определенной теме. Один из самых трудных и важных этапов – окончательное оформление результатов исследования. К исследовательской работе школьника предъявляются по существу те же требования, что и к любой научной статье или отчету. В работах ученики свели полученные результаты в таблицы, провели обсуждение полученных результатов и сделали выводы.
Качественное выполнение всех этапов исследовательской работы по экологическому мониторингу состояния природного объекта:
- умение сформулировать цель исследования;
- умение пользоваться средствами информации,
- умение поиска, анализа и отбора необходимой информации;
- умение составить программу и план исследования;
- умение обобщать материал;
- умение оформить исследовательскую работу.
Таким образом, очевидно, что выполнение исследовательской работы ведет к выработке ключевых компетентностей учащихся, а также к достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов согласно требованиям стандартов нового поколения.
Одной из ключевых составляющих в структуре Стандартов второго поколения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Представленный опыт работы показывает, что изучение природных объектов своей местности позволяет воспитывать у учащихся любовь к природе и патриотизм.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
2. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании /  Школьные технологии. – 2005.  №2. С. 66.
3. Обухов А.С.  Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.
4. Пентин А.Ю.   Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. – С.111.