Статья Возможности использования здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке технологии


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
Штыхлин Т.А.
КГУ СОШ №4 г.Жезказгана
This article examines the possibility of using health-education learning technologies in the classroom technology.
Бұл мақалада аудиториялық технология денсаулық-білім беру оқыту технологияларын пайдалану мүмкіндігін зерттейді.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% – от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья. [3] В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.
Рассмотрим условия и факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей.
Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
Второй фактор, губительный для здоровья, – это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
Третий фактор. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.
Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным, виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие – раннее формирование шизоидно-психической конституции. На Западе это началось в 50-х годах, а сейчас дошло и до нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70–80% детей уже в 4-м классе.
Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:
Замена парт на столы, что привело к ранней потере зрения и нарушениям осанки.
Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросли утомляемость, неуравновешенность, агрессия.
Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга; после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.
Сокращение в школе уроков труда. Школа выпускает безруких, безвольных людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных.
Ошибочным считают введение в середине 50-х годов совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек.
Замена в некоторых школах шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке.
Бесконечные смены содержания образования и учебных планов, результаты введения "инноваций" не оцениваются медиками.
В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца). [1]
Какие факторы внутришкольной среды оказывают влияние на здоровье школьников Казахстана?
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов. 
В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников РК по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания –30%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Им чаще всего подвержены дети в возрасте до 15 лет.[5] Последующие места в структуре заболеваемости учащихся занимают нервно-психические дисфункции, нарушения осанки, т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды. [3]
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.  Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак. Как же обстоит дело на самом главном направлении школьной жизни – сохранения и укрепления их здоровья? 
По данным Министерства образования Казахстана, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды:
•уровень освещенности в школах значительно занижен; •перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; •неблагополучия психологического климата школьных коллективов; •неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально- экономической и экологической обстановки. 
Неоправданно завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, что является одной из причин нарушения осанки, сколиозов и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Усугубляет положение отсутствие у учителей специальных знаний по элементарной диагностике состояния здоровья детей, по организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.  Отклонения в состоянии здоровья школьников обусловлены нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, нервной, эндокринной, дыхательной систем, органов зрения. В результате обучения в начальной школе, количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35%. Это главным образом близорукость (миопия), связанная, прежде всего со значительной зрительной нагрузкой.
У старшеклассников реобладает близорукость слабой и средней степени.  Среди других патологий высок процент вегетососудистой дистонии, астеноневротического синдрома, аллергического дерматита, заболеваний желудочно-кишечного тракта. [2,3]
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок должен обязательно достигнуть определенного результата. Ожидание педагогов, родителей и самого ребенка приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным. Не это ли является причиной одной из самых наболевших школьных проблем – отсутствия мотивации учащихся?  Опросы, проводимые среди учащихся, показывают, что ребятам в школе зачастую неинтересно, скучно.  Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. [1]
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К ним относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.[1] Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение.
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности. [1]
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. [1] Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках - задача особой важности для преподавателей школьных предметов. Также и на уроках технологии прежде всего должны создаваться условия для здорового развития детей.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта учащихся. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока технологии.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, организацией рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. [1]
Совместное решение проблем - путь к пробуждению в ребенке творческого начала и умения сосредоточиваться. Взрослые и дети должны обсуждать проблемы и вместе искать решения, после чего дети охотно выполняют их. Учитель может действовать по следующему плану:
Узнать чувства и потребности своих учеников.
Резюмировать их точку зрения.
Высказать свои чувства и потребности.
Предложить ученикам устроить «мозговой штурм» вместе с учителем и найти решение проблемы.
Записать все идеи, не оценивая их.
6. Вместе решить, какие идеи стоит использовать и как это сделать. [4, с.136,140]
Когда мы предлагаем ребенку решить проблему вместе снами, то сразу посылаем ему целый ряд важных сообщений: «Я верю в тебя». «Я верю в твою способность мыслить разумно и творчески». «Я ценю твой вклад». Я не считаю себя всемогущим «взрослым», который может утвердить свою власть над «невежественным ребенком». Я считаю, что мы с тобой – равные партнеры, равные не по знаниям или жизненному опыту, но по человеческому достоинству. Если мы сможем гарантировать всем детям сейчас и в будущем подобное отношение, нам удастся и успешно решать возникающие проблемы. Обучая детей тому, как относиться к проблеме, как разбить ее на ряд решаемых частей и как применить для ее решения собственный интеллект, мы даем им навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.[4, с.155-156]
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
На уроках технологии провожу мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), разминки для глаз. Для этого использую схемы зрительных траекторий, расположенные на стенах и потолке. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем. Простейшие упражнения для глаз также обязательно включаю в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Также обязательны и упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, изучаемого на уроке и задаваемого на дом.
Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий.
При изучении раздела «Технология приготовления пищи», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Провожу работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Даю знания о гигиене кожи. Подбираю моющие и чистящие средства, знакомлю с правилами хранения и использования. Особое внимание уделяю безопасной работе с режущимися и колющимися инструментами, возможным аллергическим реакциям, пищевым отравлениям, профилактике инфекционных заболеваний, оказании первой медицинской помощи. Работу по этим темам организую в бригадах. В ходе изучения темы «Комнатные растения в интерьере дома» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей, лечебных свойствах. Работу по этой теме организую индивидуально, в парах и группах.    Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат.     Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.
При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. Для выполнения заданий использую инструкционные карты различного уровня сложности, моделей, способов и технологии выполнения. Предлагаю целесообразный способ обработки в данном конкретном случае. Таким образом, у ребенка всегда есть выбор. Кроме того, в ходе выполнения задания могут быть внесены корректировки (например, для выбранной ученицей модели фартука принесенная из дома ткань по каким-либо критериям не подходит, поэтому вносим изменения в выкройку и т.д.). [4, с.72] Работу по этой теме организую индивидуальную, в парах и группах.
При занятии тем или иным видом рукоделия происходит воздействие на определенные точки — нервные окончания на наших руках и это, конечно, не может не сказываться на нас. Преображая мир вокруг и помогая своему организму быть здоровым, школьники успокаивают нервную систему, избавляются от негативной энергии. Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Большое значение на уроках имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, интегрированные уроки. Применяю элементы технологии критического мышления, методы кейс-технологии.
Исследование возможностей использования системы мер здоровьесбережения, касающихся преподавания технологии, в качестве основы для формирования и развития всей здоровьесберегающей среды школы определяется не только наличием максимального числа межпредметных связей, но и спецификой данной дисциплины, связанной с широким практическим применением знаний, сказывающихся на здоровье школьников.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература
 1.  Давыденко Л.И. «Здоровьеразрушающие инновации»//Сборник докладов 14 Всероссийского интернет-педсовета, 2014.
2. Котенева И. М. «Пути совершенствования охраны и укрепления физического и психического здоровья учащихся»// Доклад http://referatdb.ru, 2014.
3. Программа "Здоровый образ жизни" на 2008 – 2016 годы// Астана, 2007.
4.Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они учились. //М:Эксмо, 2014г. С.72,136,140.
5.Эксперт: Болезни органов дыхания - самые распространенные заболевания в Казахстане //«www.bnews.kz».