Конспект урока окружающего мира на тему Сжатый воздух (урок в рамках Курчатовского проекта)


Тема: «Сжатый воздух»
Автор: Бородина Е.Ю. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1449
Основные цели:
1) Создать условия, раскрывающие свойство воды – вытеснение.
2) Организовать деятельность учащихся по формулированию и фиксации возможных причин вытеснения воды.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Учитель открывает на доске загадку, дети читают её:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
-Что же это? (Воздух.)
-Что вы уже знаете о воздухе? (Воздух это газ, это оболочка Земли, он состоит из газов…)
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать воздух, вам предстоит сделать открытие.
- Пожелайте друг другу удачи и приступаем к работе.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-Перечислите свойства воздуха, которые вам известны.
Учащиеся по очереди называют изученные ранее свойства воздуха, учитель может их фиксировать на доске на карточках или презентации:
1. Воздух невидим и прозрачен.
2. Чистый воздух не имеет запаха.
3. Воздух не имеет вкуса.
4. Воздух может двигаться.
-Сегодня вам предстоит узнать новое свойство воздуха.
Учитель берет большой шприц.
-Что у меня в руках? (Шприц.)
-Как вы думаете, что внутри шприца? (Воздух.)
-На какой отметке шкалы находится поршень? (Дети называют число.)
-Внимательно посмотрите, что будет происходить дальше.
Учитель надавливает шприц.
-На какой отметке находится поршень? (Дети называют число.)
-Что происходит с воздухом в шприце? (Он как будто сжался.)
Далее учитель набирает в шприц воду.
-Что теперь находится внутри шприца? (Вода.)
-Посмотрим, что будет происходить с водой.
Учитель сжимает шприц. Учащиеся замечают, что поршень не двигается.
-Что вы видите? (Воду нельзя сжать.)
-Сделайте вывод.
Учащиеся формулируют вывод, учитель фиксирует его на доске:
Воздух может быть сжат, а вода нет.
-Подумайте, где в деятельности человека может пригодиться свойство сжатия воздуха?
Учащиеся индивидуально обдумывают вопрос, ответы записывают на планшетках.
-Кто затрудняется с ответом на данный вопрос? (Учащиеся поднимают руки.)
-Какое у вас затруднение? (Мы не можем сказать, где человек может с пользой использовать свойство «сжатости» воздуха.)
-Кто может дать ответ на поставленный вопрос?
Ребята делают свои предположения, учитель фиксирует их на доске.
-Кто из вас прав? (Ребята в замешательстве.)
-Что вы встретили? (Затруднение.)
-Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем обосновать своё мнение.)
-Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)
-Какое задание вы выполняли? (Мы должны были сказать, где в деятельности человека может пригодиться свойство сжатости воздуха.)
-Почему вы не смогла ответить на поставленный вопрос? (Мы не знаем, что может происходить, если воздух сжать.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)
-Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать, что будет происходить с воздухом, если воздух сжать.)
Учитель обращает внимание учащихся на организационные станции:
Станция 1: Подъёмная платформа
Станция 2: Велосипедная шина
Станция 3: Мячи
Станция 4: Воздушная подушка
Станция 5: Шприц
Станция 6: Воздушный насос
-Посмотрите, какие станции организованы? (Учащиеся называют станции.)
-Подумайте, как вам это может помочь для достижения цели? (Мы будем проводить опыты на каждой станции, свои наблюдения мы будем фиксировать в Журнале исследований .)
-Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните правила групповой работы.
5. Реализация построенного проекта.
-Проведите работу.
Учащиеся в группах работают по плану. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
-Велосипедные шины (мячи) были накачаны с разной силой. Что вы заметили? (Сильно накачанная воздухом шина (мяч) более упруга, он отскакивает от стола.)
-Кто из вас любит кататься на велосипедах? Случалось ли вам сильно накачивать шины? Удобно ли вам было ездить? (Нет, на каждой кочке или бугре велосипед подпрыгивал и т.д.)
-Что вы делали, чтобы вам было комфортнее ездить? (Спускали воздух из шин.)
-Как должна быть надута воздушная подушка, чтобы выдержать ваш вес? (Подушка должна быть сильно надута, чтобы мы не проваливались.)
-Как происходит, что книга поднимается? (Количество воздуха в подушке увеличивается, книга поднимается.)
-Что происходит со шприцем, если при закрытом отверстии отпустить поршень? (Поршень выдавливается.)
-Итак, что может делать сжатый воздух?
Учащиеся формулируют вывод:
Сжатый воздух может двигать предметы, держать предметы, заставляет предметы пружинить.
Учитель фиксирует вывод на доске.
-Где же в деятельности человека используется это свойство воздуха? (Лодка на воздушной подушке, подушки безопасности и т.д.)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Проанализируйте свою работу.
-Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, что будет происходить, если воздух сжать.)
-Достигли ли вы цели? Что будет происходить, если воздух сжать? (Сжатый воздух может двигать предметы, держать их, заставлять пружинить.)
-Дома нарисуйте предметы, в которых используется сжатый воздух.