Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление дошкольников в игре»


Консультация для родителей
«Развиваем логическое мышление дошкольников в игре»
Багаева О.С.
воспитатель МБДОУ № 175
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные математические игры, упражнения, задачи. Они очень многообразны («Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», логические игры и упражнения и т. д.) и способствуют развитию у детей пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности. Кроме того, занимательные упражнения и игры являются средством закрепления, уточнения знаний о геометрических фигурах (свойствах, отличительных признаках, назначении), отношений между числами.
В настоящее время в практике воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста (на занятиях и вне их) широко используется игра «Танграм». В условиях правильного руководства игрой дети успешно осваивают способы составления различных изображений по образцам и собственному замыслу.
В нашей практике дошкольники придумывали и составляли новые стилизованные изображения не только по аналогии с предлагаемыми ранее образцами (лиса, птица, человек), но и совершенно отличные от них (корабли, флажки, подъемные краны, автомобили, роботы и др.).
Стремление старших дошкольников самостоятельно создавать совершенно иные, новые изображения из набора фигур к игре «Танграм» свидетельствует об определенном уровне развития у них способности мысленно представить форму задуманного, например подъемного крана, расчленить ее на составные элементы, исходя из имеющегося набора, воссоздать, ориентируясь на образ предмета.
Использование других аналогичных игр дает возможность рационально организовать досуг детей, их самостоятельную деятельность вне занятий.
Мы остановимся на описании игр «Колумбово яйцо» и «Волшебный круг» и методике их обучения.
Этапы обучения детей играм. Методика руководства.






Рис 1. Игра «Колумбово яйцо» Рис. 2. Игра «Волшебный круг»
1. Ознакомление детей с игрой: сообщение ее названия, рассматривание отдельных частей, усвоение способов соединения их между собой, укладывание частей игры в коробку по показу и образцу (если игра промышленного производства).
Для успешного составления в дальнейшем силуэтов необходимо упражнять детей в способах соединения одной части с другой (по сторонам). Например, из частей игры «Колумбово яйцо» можно получить четырехугольники, квадраты, треугольники и другие
Дети выполняют упражнения по словесному указанию воспитателя.
Составьте прямоугольник из четырех равных треугольников. (В игре «Волшебный круг».)
Составьте треугольник из двух маленьких треугольников. (В игре «Колумбово яйцо».)
Воспитатель дает образец (фигуру, составленную из частей игры), предлагает рассмотреть его, назвать и сказать, из каких частей он составлен, а затем сделать самим.
Вариантом упражнений может быть составление фигур по замыслу.
-Составьте новые фигуры из частей игры. Назовите их. Скажите, как и из каких частей вы их составили.
- Какие фигуры можно составить из частей игры. Скажите, как будете составлять их.
Эти упражнения способствуют усвоению некоторых общих способов присоединения одной части к другой, развивают умение при изменении фигуры изменять способ соединения ее частей.
2. Составление силуэтов по образцам с указанием составных частей. Дети рассматривают образец, рассказывают, как расположены его части, затем в определенной последовательности составляют силуэт: сначала выделяют основные части изображения, затем — остальные. На рис. 4 представлены некоторые расчлененные образцы.
Составление силуэтов по расчлененным образцам состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. В основном это практическая деятельность; проявления творчества,

Рис. 4 Фигуры составленные из игры «Колумбовое яйцо»
самостоятельности здесь незначительны
Поэтому не следует долго задерживаться на данном этапе обучения. Достаточно предложить детям два-три силуэта и переходить к следующему этапу.
3. Составление по образцам с частичным указанием составных частей.

Рис. 5.Образцы с указанием двух составных частей: I - к игре «Колумбово яйцо»; II - к игре «Волшебный круг»
Детям предлагается образец, на котором указано место расположения одной-двух частей, остальные они должны расположить самостоятельно. На рис. 5 даны такие образцы. Они изготовляются в том же масштабе, что и части игры, поэтому ребенок может накладывать части игры непосредственно на образец. Контурная линия «контролирует» выполнение задания. В качестве приема, обеспечивающего доступность составления силуэта, является условное обозначение места расположения частей цифрами, знаками, цветовыми пятнами

Рис. 7. Образец с указанием, значками составных частей (к игре «Волшебный круг»)
В этом случае указано лишь место, где должна находиться та или иная часть, но не способ ее соединения. Ребенок должен определить это самостоятельно. Например, старший по договоренности с детьми помечает части волшебного круга следующим образом: треугольники - значком «треугольник», одну пару частей треугольной формы - волнистой линией, другую - точкой, третью - кружком (рис. 7). Ребенок накладывает части на образец. При расположении их он учитывает направление линий контура, пропорциональное соотношение.
Для этого этапа обучения характерен активный поиск способа составления силуэта.
4. Составление силуэтов по нерасчлененным образцам (контурным или силуэтным).
Детям предлагается образец и проводится предварительный анализ:
Как расположены части игры? Из чего составлен корпус корабля?
Сначала подумайте, как можно составить силуэт, затем составляйте.
В ходе предварительного анализа дети зрительно членят сложную форму на составляющие элементы, т. е. у них возникает гипотеза решения. Практическая проверка не всегда подтверждает ее правильность, в этом случае играющий вновь возвращается к анализу и поисковым действиям.
Если дети затрудняются, старший предлагает обратить внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображенного на образце предмета, задает наводящие вопросы, указывает место расположения одной из частей.
Естественно, подобный процесс воссоздания является сложным для детей, вызывает активную работу мысли, воображения. Умственная активность стимулируется игровой задачей, стремлением достичь результата: составить такой же якорь, домик и т. д. Дети радуются своему успеху, и у них возникает желание составлять новые, более сложные и интересные силуэты.
С целью дальнейшего развития у детей интереса к подобным играм следует своевременно перевести их к составлению силуэтов без образцов, т. е. по замыслу. Именно этой деятельности детей и надо уделить основное внимание в процессе обучения их играм «Колумбово яйцо» и «Волшебный круг».
5. Составление силуэтов по замыслу.
Контурные образцы к игре «Колумбово яйцо
Контурные образцы к игре «Волшебный круг»
Воспитатель предлагает детям составить что-либо по желанию, предварительно представив задуманный предмет и мысленно расчленив его на части.