Методическая разработка по профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде «Диалоги о вредных привычках»


Методическая разработка по профилактики негативных явлений
в детской и молодежной среде
«Диалоги о вредных привычках»
(Классный час для обучающихся)
Разработано:
Михайлова Юлия Васильевна
Педагог-психолог
г. Поронайск
2015 год
Цель мероприятия: профилактика негативных явлений в детской и молодежной среде.
Целевая группа: обучающиеся с 15 лет.
Оптимальная число участников: 20-30 человек.
Длительность мероприятия: 45 – 60 минут.
Место и условия проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: групповая.
Методы поведения: дискуссия.
Оборудование и материалы:
-тетради (на каждого участника);
-ручки (на каждого участника);
-фломастеры (на каждого участника);
- лист формата А-1 (на каждого участника);
мультимедийное оборудование.
Цели:
Предоставление обучающимся информации по проблеме употребления психоактивных веществ.
Содействие формированию здорового образа жизни, воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Задачи:
Обсуждение причин употребления психоактивных веществ.
Обсуждение воздействия психоактивных веществ на организм человека
Описать процесс превращения человека в зависимого от табака, алкоголя и наркотиков.
Показать, что употребление психоактивных веществ не является эффективным способом разрешения проблем.
Обратить внимание на то, что употребление психоактивных веществ становится всё более социально неприемлемым.
Ожидаемый результат:
Овладение обучающимися знаний о сущности психоактивных веществ.
Овладение обучающимися видеть опасные ситуации, принимать правильные решения при групповом давлении на них.
Снижение вероятности приобщения обучающихся к вредным привычкам.
Ход занятия
Вступительное слово. Наше занятие будет посвящено проблеме употребления психоактивные веществ (ПАВ). Мы поговорим о том, почему люди употребляют ПАВ, обсудим последствия воздействия ПАВ на организм человека и на его личность (слайд 1).
Для того чтобы наше занятие было продуктивным, необходимо соблюдать правила эффективного общения.
• Можно делать всё, что не мешает никому из присутствующих.
• Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать.
• Можно надеяться, что тебя никто не оскорбит (Слайд 2).
Правила вывешиваются так, чтобы все имели возможность их видеть.
Ведущий. Юность – это такой период в жизни, когда мы решаем очень многие и, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и мир, Я и моя жизнь, Я и окружающие меня люди. Хочется познать мир. Хочется узнать всё любой ценой и прямо сейчас. Всё – потому что не хочется ничего упустить (вдруг это самое главное в жизни?). Любой ценой – потому что пока всё равно непонятно, что, сколько стоит и есть ли ценность человеческой жизни вообще. Прямо сейчас, потому что вдруг потом уже не успеешь. И кажется, что самая главная ценность – свобода. Как возможность делать то, что хочется.
И часто первыми атрибутами свободной, самостоятельной жизни становятся сигарета, алкоголь и наркотики.
Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живём. Что разрушает здоровье?
Окурки, пивные банки, в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением (слайд 3).
В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин.
- 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остаётся актуальной проблема отказа от вредных привычек (слайд 4).
Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь?
Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов?
Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы мы будем пытаться найти ответы.
Работа команд: ведущий - А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
«Причины и последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя».
Какие причины (мотивы) употребления табака и алкоголя?
Какие последствия курения, употребления алкоголя?
Какие можно принять меры для предупреждения употребления табака, алкоголя?
(Результаты обсуждения фиксируют на рабочих листах и их представляют).
Ведущий уточняет или комментирует ответы обучающихся. - Давайте теперь вместе подумаем: какие существуют вредные последствия употребления наркотиков для общества?
Расходы общества на лечение (наркоманов нужно лечить, а для этого нужны деньги, которые могли бы пойти на другие нужды).
Плохая работоспособность (производительность труда падает).
Преступления (для покупки наркотиков нужны деньги, а работать такие люди не в состоянии, поэтому им приходиться воровать).
- Для самого человека? (отравление организма, рождение больных детей, горе родственников и т. д.). (слайд 5)
Вредные последствия употребления психоактивных веществ.
Медицинские - Для человека
Экономические - Для семьиСоциальные - Для общества (слайд 6)Промежуточное объяснение о причинах, наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “лёгкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.Последствия курения: наиболее характерные для табакокурения заболевания:
Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
Раковые заболевания лёгких, гортани.
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
Спазм артерий, облитерирующий эндоартериит, инфаркт, инсульт, мигрень.
Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
Расстроена работа потовых и сальных желёз.
Волосы истончены, секутся и выпадают.
Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
Понижается острота слуха.
Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
“Синдром хронической усталости”.
Последствия употребления алкоголя:
Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.
Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
“Синдром хронической усталости”.
Снижение иммунитета.
Раннее старение (особенно девушек).
Ухудшение работы желез внутренней секреции.
Меры для предупреждения:
Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
Запретить рекламу сигарет.
Запрет со стороны родителей.
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Получать достоверную информацию о вреде.
Принятие самостоятельного решения: да или нет! (слайд 7)
«Мифы и реальность»
Оцените следующие утверждения как Правильные (П) или неправильные (Н)
Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом, опасным для здоровья. (П)
Алкоголь и транквилизаторы никогда не следует принимать вместе (П).
Марихуана – это новый наркотик (Н)
Вам может стать очень плохо от вдыхания клея, но это не смертельно (Н)
Дым сигареты с марихуаной связывают с повышенным риском возникновения бронхита и рака лёгких (П)
Вдыхание паров из аэрозольного флакона не рассматривается как наркомания (Н).
Марихуана на сегодняшний день является проблемой наркологии номер один (Н).
Одновременное употребление успокоительных средств и алкогольных напитков может вызвать необратимые изменения в головном мозге (П).
Некоторые из успокоительных препаратов это таблетки, мышечные релаксанты и транквилизаторы (П).
Заключительные слова.
Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек.
Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”.
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и весёлым, лучше заниматься любимым делом: тренировать своё тело, заниматься спортом, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать выставки, читать книги, дружить.
Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а ещё и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.
Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звёзд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь! (слайд 8)
Благодарность за участие в мероприятии!
Список использованной литературы.
«Всё, что тебя касается» - Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни подростков изданном Фондом «Здоровая Россия», 2007 г. Авторский коллектив: Бернова Ю.Э., кандидат филологических наук; Дмитриева Е.В., доктор социологических наук; Рюмина И.И. доктор медицинских наук; Фомина Е.В., педагог; Фролов С.А., социолог, психолог.
«Полезный выбор» по предупреждению употребления психоактивных веществ и инфицирования ВИЧ. Материалы для учителя. Москва, 2007 Авторский коллектив: Л.С.Колесова, О.Л.Романова при участии О.П.Васютиной.
Психолого–педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников (методическое пособие Департамента образования Сахалинской области2005г Южно - Сахалинск).
Антонова, Лидия Николаевна. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях начального профессионального образования: монография/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Издательство МГОУ, 2005. -109с.
Белов В.И. Психология здоровья. - М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
Приложение № 1(Презентация«Диалоги о вредных привычках»)Слайд 1
Слайд 2

Слайд 3
Слайд 4

Слайд 5
Слайд 6

Слайд 7
Слайд 8