Классный час Толерантное отношение друг к другу


Разработка сценария классного часа " Толерантное отношение друг к другу» .Выполнила:
Вакуленко Светлана Свиридоновна
Воспитатель группы продлённого дня
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения «Средняяобщеобразовательная школа № 4»
пгт.Пойковский, Нефтеюганского района
Пояснительная записка.
Актуальность и основание для разработки занятия:
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости: воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов.В нашей стране проблема толерантности, или терпимости является особенно актуальной, т.к. Российская Федерация всегда была страной множества самобытных национальных культур, соединяла и соединяет народы Европы и Азии. Именно это позволило нам создать и многонациональное государство, и уникальную культуру, и в этом – богатство и духовная сила России. Поэтому одной из основополагающих составляющих внутренней политики нашего государства является политика по укреплению гражданского единства и созданию условий для свободного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации.
Данное мероприятие проводится в рамках реализации инновационной воспитательной программы по формированию культуры толерантности «Мы такие разные - и в этом наша сила».
Место и роль мероприятия в образовательном процессе:
Эмоциональную и воспитывающую силу таких мероприятий сложно переоценить. Интеграция усилий семьи и школы является важнейшим условием формирования единого воспитательного и образовательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника. А успешности обучающийся может достигнуть в том случае, если он здоров в физическом и психологическом плане. Совершенно очевидно, что при проведении такого рода занятий , в результате взаимного сотрудничества родителей и школы повышается мотивация обучающихся на учебную деятельность и личностное самосовершенствование. Занятие позволяет обучающимся использовать возможности предметов гуманитарного цикла (история, литература), художественно-эстетического цикла (ИЗО). Изучение специальной литературы, получение дополнительных знаний, проектирование решает образовательные задачи школы.
Именно поэтому проведение таких занятий необходимо.
Участники: обучающиеся 6класса.
Продолжительность фестиваля -45минут.
Место проведения КТД: кабинет
Форма проведения: классный час
Цель проведения занятия: воспитание культуры толерантности у обучающихся, связанной с признанием и уважением разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, профилактика любых форм интолерантного поведения.
При организации деятельности учащихся в ходе занятия решаются три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.
Образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний о мирном сосуществовании народов в жизни общества.
Воспитательная задача – формирование умения работать в группе, воспитание чувства коллективизма, создание атмосферы успешности, значимости и увлечённости каждого члена группы.
Развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
Методы: классный час, игровые.
Планируемые результаты:
среди обучающихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия;
изменится восприятие участниками образовательного процесса себя и других людей, что отразится в уменьшении межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий;
среди школьников возрастет осознание себя частью школьного коллектива;
осуществится признание многообразия культур учащимися;
укрепятся связи поколений;
возрастет взаимопонимание и доверие среди обучающихся, педагогами, родителями;
разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и способность творчески решать жизненные ситуации;
произойдет осознание значимости здорового образа жизни.
Оформление: баннер с тезисом «Толерантное отношение друг к другу- залог мира на планете»; рисунки, представленные обучающимися в ходе подготовки к мероприятию.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал..Основные этапы:
I этап. Целеполагание (принятие цели каждым участником: родителями и обучающимися).
Цель: выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, степень толерантности, а так же спроса на организацию досуговой деятельности детей.
Формы реализации: анкетирование, беседы, родительское собрание.
II этап. Планирование.
Цель: выяснить, как решить поставленные задачи и грамотно использовать методический материал.
Формы реализации: подбор материалов, классный час, стенгазеты, изучение материалов СМИ, интернета по данной проблеме, составление плана работы
III этап. Подготовка.
Поиск и отбор информации, необходимой для проведения занятия.
Работа с материалом по теме .Сбор информации и мониторинг уровня осведомленности в этой теме о группе обучающихся.
IV этап. Проведение
Цель: практический переход к выполнению занятия.
Формы реализации: классный час.
1. Вводное слово. Ознакомление с темой занятия.
2. Понятийный аппарат, история, притчи,игры.
3. Вопросы. Обсуждение.
III. Заключительный
1. Подведение итогов . Анализ. Рефлексия.
2. Заключительное слово ведущего.
V этап. Анализ.
Цель: подвести итоги и спланировать работу на перспективу.
Форма реализации: самоанализ результативности работы.
Приемы воздействия:
Обращение по имени.
Улыбка, доброжелательное отношение
Спокойная интонация голоса.
Зрительный контакт глаз.
Наводящие вопросы
Слушанье
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с людей, наборы разрезных картинок для работы в парах, раздаточный материал на каждого ребенка: картинки , карандаши, конверты с зрительными ориентирами для заданий, карточки , презентация: 1видеофильм «Маша и Медведь».
Сценарий классного часа
" Толерантное отношение друг к другу».
Ход занятия.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем наш классный час. посвящённый Дню толерантности.
Я рада вас видеть и предлагаю вам наше занятие начать с игры «Я, ты, он,она!». Повторяйте слова и движения за мной. ««Я, ты, он,она!» - вместе дружная семья. Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа. Вместе мы одна семья? Вместе мы одна семья! Пожми руку соседу справа, пожми соседу руку слева! Вместе мы одна семья? Вместе мы одна семья! Обними соседа справа, обними соседа слева. Вместе мы одна семья? Вместе мы одна семья!»
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Сегодня мы поговорим с вами об очень удивительном , добром, замечательном качестве, которое присуще человеку, и называется оно – «толерантность»; научимся некоторым выходам из кризисных ситуаций и приобретём полезные навыки в приятном общении друг с другом.
Я думаю, что все вы смотрели серию из мультфильма «Маша и Медведь», в которой в гости к Мишке приезжает маленький Панда. Смотрим отрывок из этого мультфильма ( деятельность героев во время лепки пельменей, покраски забора, приёма пища и т.д.) и пытаемся ответить на вопросы: кто как себя ведет, кто более терпим, кто менее, кто более внимателен к другим, агрессивен, уважителен, спокоен. Кого можно назвать толерантным по отношению к другим?
На презентационном оборудовании демонстрируется видеоролик с сюжетом из мультфильма «Маша и Медведь»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам
После просмотра - обсуждение вопросов, заданных выше:
-кто как себя ведет, кто более терпим, кто менее, кто более внимателен к другим, агрессивен, уважителен, спокоен.
Чьи интересы защищает Медведь, Маша, Панда?
С вашей точки зрения, кого из героев и почему можно назвать терпимым по отношению к другим?
(принимаются все ответы учащихся )Как вы думаете, терпимы (толерантны) ли вы друг к другу? (идёт обсуждение)
История толерантности
-Что такое толерантность, спросите вы! Понятие «толерантность» связано с именем человека, который жил в Париже , являлся бессменным министром иностранных дел при разных правительствах –Талейраном Перигором . Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
Понятие толерантности
-Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].
Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].
-Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.- А воспитание является средством предупреждения нетерпимости? ( Оно показывает культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.)
-Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Игра «Словесный портрет» на воспитание толерантности и создание картины «Толерантный человек» командами обучающихся.
Участники игры должны за определенное отведенное время составить словесный портрет, например толерантного человека. Какой он? Что для него характерно, чем он живет, что его особенно интересует? Может быть, следует привести примеры таких людей из реальной жизни или литературных произведений.
Целесообразно подчеркнуть основные психологические черты этого человека, может быть, поставив их в определенный ранг, то есть по степени значимости. На первое место ставится самая значимая, с точки зрения толерантности, черта, затем — вторая его отличительная черта, далее третья и до тех пор, пока не будут расставлены все его психологические характеристики.
Педагогу следует дать определенный алгоритм составления словесного портрета, с тем, чтобы все участники (или группы участников) были в равных условиях и ничего не забыли при составлении такого предмета.
Примерный алгоритм:
1. Название черты, которая присуща толерантному человеку.
2. Основные признаки указанной черты: внешние признаки, которые видят окружающие, внутренние признаки, которые видит только сам человек.
3. Обоснование указанной черты как толерантной с демонстрацией примеров.
4. Возможные последствия преобладания указанной черты для самого человека, его семьи, общества в целом: положительные последствия наличия указанной черты, отрицательные последствия наличия указанной черты.
5. Предполагаемые действия со стороны самого человека, а также со стороны общества и государства.
Выступления групп. Демонстрация картины «Толерантный человек»
Работа в группах. Составление памятки .Памятка «Правила поведения в конфликтных ситуациях»
Где нет толерантного отношения друг к другу наступает или конфликтная ситуация или конфликт
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре.
Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.
Конфликт – практически неизбежное явление в любой социальной группе. Эта группа может быть большим коллективом или же состоять всего из двух человек.
-Как можно выйти из конфликта? Работа в группах на ватманах.
Правила поведения в конфликтных ситуациях
Чтобы перечисленные способы выхода из конфликта работали эффективно, нужно соблюдать некоторые правила поведения в разговоре с оппонентом.
Типы поведения:
•Попросить оппонента четко и ясно сформулировать свою позицию, а затем изложить ему свое мнение. Это поможет лучше разобраться в предмете спора и ускорит поиск решения;
•Разговор лучше всего вести в спокойном тоне, без лишних эмоций. Если соперник эмоционально возбужден, то нужно подождать пока он успокоится, поскольку в порыве эмоций человек не может адекватно оценивать происходящее;
•Во время спора не следует переходить на личности. Разговор должен касаться только предмета конфликта и не затрагивать личные качества его участников. Взаимные оскорбления не помогут уладить разногласия, а только еще больше обострят их;
•Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе решения. Можно предложить сопернику поискать другие возможности выхода из возникшей ситуации;
•Мелкий, незначительный конфликт можно быстро решить извинением, шуткой или просто перевести разговор на другую тему, не допуская, чтобы недоразумение переросло в ссору;
•Если конфликт очень серьезный и соперники никак не могут прийти к согласию, стоит призвать на помощь третью сторону, которая сможет адекватно оценить ситуацию и найти оптимальное решение. Иногда третьей стороной становится судебный орган.
Хорошо, если возникшие разногласия удается решить мирным путем и дальнейшие отношения между конфликтующими сторонами не пострадают.
Однако, нередко в результате серьезных размолвок единственно возможным исходом конфликта является полный разрыв отношений между оппонентами. В этом случае нужно постараться смириться с ситуацией и извлечь из нее полезный опыт, который поможет избежать подобных столкновений в будущем.
НУЖНО:
1)проявлять внимание к оппоненту, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;
2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
3)постоянно поддерживать с говорящим обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;4)чуть затягивать темп беседы, если оппонент взволнован или говорит изFлишне быстро;
5)попытаться мысленно поставить себя на место говорящего и понять, какиесобытия привели его в это состояние;
6)дать оппоненту выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;
8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать оппонент заинтересованность в решении его проблемы;
9)подчеркнуть его лучшие качества , которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний.
Демонстрация учащимися памятки «Правила поведения в конфликтных ситуациях»
Невозможно быть хорошим для всех или самому любить всех без исключения, невозможно дружить со всеми, так не выходит. Почему? Потому что все мы –разные, у нас разное воспитание, образование, интеллект, характер, желание учиться и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть, то есть быть толерантными.
Художественный пересказ обучающимся притчи.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Все мы знаем, что Югра – страна интернациональная, на ее территории проживает огромное число народностей. Но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться . Быть толерантными к людям других национальностей, дружить, побеждая межнациональную рознь и расовую нетерпимость. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг. И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей.
Заключительный этап.
- Сегодня многие из вас познакомились с понятием «толерантность», узнали некоторые способы толерантного отношения друг к другу ? Скажите, что это такое, актуальна ли эта тема на сегодняшний день и что удалось вам узнать о себе что-то новое? Начните свое выступление словами «Для меня толерантность это…»
Рефлексия: Внимание друзья! Уважаемые ребята, я предлагаю вам прикрепить при выходе из зала на Дерево дружбы смайлики – настроения: жёлтые – замечательное настроение, розовые – спокойное настроение, зелёные – плохое настроение.
Я благодарю вас всех за участие в занятии. Спасибо вам большое за участие. До новых встреч!
Анализ занятия
В ходе беседы удалось достичь поставленной цели. Ожидаемый результат выполнен. Каждый обучающийся высказал свое мнение о толерантности. был контакт, тема показалась ребятам интересной и новой. В ходе проведения занятия присутствовал положительный настрой, агрессии и замкнутости со стороны учащихся не наблюдалось
Список источников:
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.
Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.
Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.
Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24
Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.