Инструкция для выполнения практической работы № 3 Анализ типовых элементов системы
















ИНСТРУКЦИЯ

для выполнения практической работы № 3
Анализ типовых элементов системы



Дисциплина: Транспортная система
для специальности:
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)





Разработал:
преподаватель А. В. Кузнецов










г. Воронеж, 2013
Тема: Анализ типовых элементов системы (типизация и классификация терминалов)

Цели: Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов

Правила выполнения практического занятия

1 Ознакомиться с теоретическим обоснованием практического занятия.
2 Оформить отчет.
3 Ответить на контрольные вопросы.
4 Сдать отчет по практическому занятию.

Теоретическое обоснование

Терминал представляет собой комплекс инженерно-технических сооружений, оснащенный современным технологическим оборудованием, позволяющий выполнять весь комплекс услуг, связанных с процессом перевозки и распределения товаров, в том числе
- таможенная обработка;
- погрузочно-разгрузочные операции;
- ответственное хранение широкой номенклатуры товаров (включая товары, прибывающие в контейнерах);
- сортировка и сформирование отправок;
- техническое обслуживание прибывающего подвижного состава;
- предоставление охраняемой стоянки;
- страхование и проведение расчетов,
- информационные услуги и обеспечение связи с другими терминами, поставщиками и получателями грузов,
- услуги по временному расселению работников, участвующих в доставке товаров (водителей, экспедиторов, менеджеров и других).
Основная функция терминала - распределение грузов. Терминал обеспечивает взаимодействие различных видов транспорта общего пользования и располагает соответствующей производственной базой, включающей в себя:
- комплексно-механизированные или автоматизированные склады универсального и специализированного назначения для хранения и подгруппировки грузов, в том числе, например, скоропортящихся, тяжеловесных, длинномерных, контейнерных, пакетированных и т.д;
- весовое хозяйство для взвешивания грузов и транспортных средств, включая автопоезда;
- погрузочно-разгрузочные устройства и механизмы;
- таро-упаковочные участки;
- контейнерное хозяйство;
- административно-бытовые, служебные и хозяйственные помещения.
Примерами терминалов могут быть аэропорты, морские порты, речные пристани, крупные железнодорожные станции, грузовые автостанции, контейнерные терминалы. Различают универсальные терминалы и специализированные для переработки и перевозки какого-либо одного вида груза. Терминалы могут быть открытого типа (общего пользования) и закрытого (для обслуживания определенных предприятий и организаций).
Основным показателем работы терминала является количество перерабатываемого груза в год. Эта величина зависит от производственных мощностей, номенклатуры грузов и эффективности организации терминальных перевозок.
Необходимость развития сети терминалов в первую очередь объясняется возрастанием удельного веса мелких отправок (от нескольких килограммов до 3-5 тонн), не обеспечивающих полного использования грузоподъемности или вместимости автотранспортного средства. Такие отправки доставляются на терминал отправления, откуда после объединения с другими отправками в аналогичный адрес они доставляется на терминал пункта назначения, где грузы рассортировываются и доставляются получателям. На регулярных линиях имеются устойчивые грузопотоки, что позволяет организовать перевозки по расписанию. За рубежом крупные терминалы имеют по несколько десятков регулярных линий.
Участниками терминальных перевозок являются:
экспедитор - любое лицо, которое от своего имени обязуется за вознаграждение и за счет отправителя заключить от его или своего имени договор (договоры) перевозки грузов и выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции дополнительных услуг, связанных с перевозкой;
оператор перевозки - любое лицо, которое от своего имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор перевозки и выступает как сторона договора или от имени грузоотправителя или перевозчиков участвует в перевозке и принимает на себя ответственность за исполнение договора;
перевозчик - любое лицо, которое от своего имени обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу.
За рубежом терминальные перевозки являются основой всей системы междугородного и международного автомобильного сообщения.
Терминальную технологию (рис.1) используют крупные и мелкие компании В условиях жесткой конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг терминальная система способствует быстрой доставке, позволяет иметь запасные складские помещения для обеспечения сезонных колебаний в спросе; иметь возможность хранить продукцию для коммерческих целей и реализовать ее в период наиболее выгодных цен и налогов.
Многим предприятиям терминальная технология позволяет вообще отказаться от складского хозяйства, так как роль промежуточных складов и баз снабжения играют для них терминалы транспортно-экспедиторских фирм.
Терминальные системы играют значительную роль в развитии всей транспортной инфраструктуры государства и в законодательстве многих стран имеются специальные законы, регулирующие эти перевозки. В России принята Государственная инновационная программа «Терминал».
Технологически доставка груза при терминальной системе распадается на три скоординированных группы операций:
Непосредственная работа с потребителями услуг: завоз грузов от отправителя на терминал и развоз их грузополучателям с терминала.
Переработка грузов на терминале, регистрация отправок, сортировка, группировка по направлениям, погрузочно-разгрузочные работы.
Линейная перевозка грузов магистральными большегрузными автопоездами.
Терминалы обычно работают круглосуточно.
Сбор мелких отправок производится, как правило, во второй половине дня, а развоз - в первой. Используются не только автомобили общего назначения с универсальным бортовым кузовом или фургоном, но и автомобили-самопогрузчики. Применяются стандартизированные поддоны.
Переработка мелких отправок на терминале механизирована. После регистрации отправок и их сортировки с последующей подгруппировкой по направлениям производится погрузка на магистральные автопоезда.
Загрузка автопоезда производится в вечернее время, движение -ночью Такой порядок обеспечивает, как правило, что груз утром следующего дня доставляется на терминал пункта назначения, а в первой половине дня - непосредственно получателю.
При четкой работе терминала его склады утром после загрузки развозных автомобилей и вечером после отправления магистральных автопоездов должны быть пустыми. Наличие груза в это время, если это не предусмотрено договором с клиентом, считается браком работы терминала.
В плане терминал имеет Т- или L-образную форму. Административные службы, помещения для персонала располагаются в короткой части здания. В удлиненной секции располагаются погрузочно-разгрузочные боксы: каждый на одно транспортное средство (автомобиль, прицеп или полуприцеп). Количество одновременно обрабатываемых транспортных средств (количество боксов для погрузки-разгрузки) является одним из показателей мощности терминала. У крупных терминалов их может быть более 100-150.
Уровень пола помещений и пола кузова совпадают, вдоль всего грузового помещения проходит тяговый конвейер, а при погрузке-разгрузке полуприцепов применяются переносные рольганги, вилочные погрузчики, ручные тележки. Часто роликовый пол имеется у самого полуприцепа.


Рисунок 1 Основные этапы доставки товара в терминал пункта назначения

Развитие системы терминальных перевозок в России в соответствии с Государственной программой «Терминал» предусматривает создание возможности перевозок грузов в международном сообщении для различных городов и регионов. Для этого будет реализован зональный принцип размещения терминалов.
В городах терминалы должны размещаться на выходах автомобильных дорог и обслуживать как международные, так и внутренние перевозки.
Тенденция развития терминалов и организации мультимодальных перевозок в следующем десятилетии будет заключаться в том, что:
- работа терминалов в большей степени будет сосредоточена в руках независимых региональных транспортных компаний;
- произойдет усложнение структуры участников мультимодальных перевозок;
- увеличится количество двух- и многосторонних компаний или совместных предприятий в области мультимодальных перевозок,
- национальные компании выйдут на внешний рынок для обеспечения управления по всей оси перевозок, а иностранные компании - на внутренний российский рынок;
- возрастет значение операторов в мультимодальных перевозках, крупные операторы смогут организовать собственные челночные работы между принадлежащими им терминалами.
Развитие сети терминалов может иметь и негативные последствия - такие как неполная их загрузка, чрезмерное усложнение процесса транспортировки, технико-организационная несовместимость в международных перевозках, снижение качества услуг.
Характерным примером реализации терминальной системы международных перевозок является организация взаимодействия автомобильного и воздушного транспорта через терминал, расположенный в аэропорту, (рис. 2 и рис. 3)
Технологическая схема основных потоков в аэропорту должна обеспечивать уменьшение их пересечений (особенно в одном уровне) и безопасность при передвижении по территории работников служб аэропорта. Рациональной будет такая схема потоков, при которой доведены до минимальных пути движения самолетов и спецмашин, пути транспортировки грузов. Целью рационализации схемы потоков является выполнение необходимых требований безопасности и сокращение времени пребывания грузов и самолетов в аэропорту.
Весь поток грузов в международном сообщении подразделяется на экспортный и импортный, что обуславливает разделение терминала на две части: зону экспорта и зону импорта В каждой из этих зон предусматривается выделение склада временного хранения (СВХ), помещения для хранения грузов, не прошедших санитарный контроль (ССК), склад хранения груза, не прошедшего таможенный контроль (СТК) и склад свободного пользования (ССП).

Рисунок 2 Схема взаимодействия автомобильного и воздушного транспорта при международных перевозках. А - перевозка грузэ автомобилем в стране отправления и передача на терминал для таможенного оформления и группировки по странам назначения, Б - передача из терминала на воздушное судно для перевозки в международном сообщении; С -передача груза с самолета на терминал для контроля, таможенного оформления и группировки по направлениям в стране назначения; D - развозка груза получателям в стране назначения

Последовательность обработки грузов на терминале состоит в следующем. Прибывший груз подвергается пограничному и санитарно-эпидемиологическому контролю (ПК и СЭК), в результате которого может быть принято решение о возврате груза грузоотправителю или об отправке для углубленного исследования на склад санитарного контроля (ССК). В случае отсутствия замечаний груз направляется на склад временного хранения (СВХ), где производится его таможенное оформление. Если таможенное оформление произведено без нарушений, то груз перемещается на склад свободного пользования (ССП) для последующей погрузки на транспортные средства (воздушные суда или автомобили) и доставки получателю. Если же таможенные органы не считают возможным выпустить груз для свободного пользования, то он направляется для выполнения необходимых таможенных действий на склад таможенного контроля (СТК) либо возвращается грузоотправителю.


Рисунок 3 Компоновочная схема терминала. Пунктиром показаны раздвижные двери. СВХ- склад временного хранения; ССК- помещение для хранения грузов, не прошедших санитарный контроль; СТК - склад хранения груза, не прошедшего таможенный контроль; ССП - склад свободного пользования

Товар, направленный на склад санитарного контроля (ССК), в случае положительных результатов углубленного исследования может быть направлен на склад временного хранения (СВХ) для выполнения таможенных процедур. Если же углубленное исследование показывает, что груз не удовлетворяет санитарным требованиям и не может быть допущен в страну назначения, то он возвращается грузоотправителю в страну отправления груза.
Углубленный таможенный контроль на складе таможенного контроля (СТК) может своим результатом иметь выпуск груза на склад свободного пользования (ССП) для последующей отправки грузополучателю в страну назначения. Если же груз не отвечает таможенным требованиям, то он возвращается в страну отправления либо владелец груза переводит его в иной таможенный режим.
Приведенная компоновочная схема терминала (рис. 3) позволяет существенно снизить объем перегрузочных и транспортных операций при перемещении груза из склада временного хранения на склад свободного пользования и на склад таможенного контроля, а также из склада таможенного контроля на склад свободного пользования. Все эти помещения разделены перегородками с раздвижными дверями. По окончании таможенных процедур через эти двери товар конвейерными линиями может быть доставлен на склад свободного пользования и далее на транспортные средства для доставки получателю.
Если бы каждый из складов находился в отдельном изолированном помещении, то для перемещения груза после выполнения таможенных процедур потребовалось бы выполнение очень трудоемких работ, привлечение погрузочно-разгрузочной техники и автотранспорта.
На терминале целесообразно предусмотреть использование приводных роликовых конвейерных линий, проходящих вдоль рампы, на которой производится прием груза. Полуприцепы автопоездов рекомендуется оснастить роликовым полом, который облегчает погрузочно-разгрузочные работы внутри кузова.
Должна исключаться возможность поступления грузов и транспортных средств и изъятия их с терминала помимо таможенного контроля.
При создании и эксплуатации складов мелкопартионных грузов терминала необходимо учитывать современные тенденции: многоярусное складирование грузов, использование гравитационных стеллажей, наклонных роликовых дорожек, оснащение зоны хранения специальными штабелирующими машинами; применение средств непрерывного транспорта с автоматическим адресованием для внутрискладского перемещения грузов. Стационарные роликовые конвейерные линии должны обеспечивать возможность перемещения груза при обслуживании складов таможенного и санитарного контроля в двух направлениях, то есть быть реверсивными.
Стеллажи должны быть подразделены на зоны по направлениям перевозок с учетом объема грузопотоков по каждому направлению.
На терминале должна функционировать автоматизированная система внутрискладского перемещения грузов. В этом случае специальные сталкивающие устройства перемещают груз с тяговых конвейеров на накопительные роликовые дорожки, расположенные под наклоном и оборудованные специальным фиксирующим устройством. При его отключении грузовая единица (пакет, коробка) с роликовой дорожки скатывается на следующий приводной конвейер.
Управление движением груза производится путем щтрих-кодирования. На складе временного хранения ручными термопринтерами печатают самоклеющиеся этикетки. Наносимые штриховые коды позволяют в цифровом виде наносить любую необходимую информацию, в том числе о месте назначения груза. При прохождении груза через распределительное устройство, оборудованное сканером, информация считывается, сканер через соответствующие датчики управляет исполнительными механизмами, перемещающими груз с одной конвейерной линии на другую или на накопительные роликовые дорожки, а с них - на конвейерные линии, доставляющие груз непосредственно к транспортному средству: воздушному судну или автопоезду.



Контрольные вопросы

1 Определение терминала.
2 Примеры терминалов.
3 Компоновочная схема терминала.



Список использованных источников


1 Аксенов И.Я. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2008.
2 К.И.Плужников «Транспортно-эксплуатационное обслуживание. М., АСМАП, 2007.
3 Контейнерная транспортная система. Под редакцией Л.А. Когана. М., Транспорт, 2006.
4 Троицкая Н.А. и др. Единая транспортная система. – М.: ACADEMA, 2007.
5 Страхование ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Ингосстрах, 2007.
6 Транспортная логистика. Под ред. Л.Б.Миротина. МАДИ, 2006.
7 О.В.Сиваков Транспортное право. М. Былина, 2006.
8 Шишков. Экспедиционное обслуживание предприятий и организаций автомобильным транспортом. М, Транспорт, 2007.
9 Сборник: Основные документы при выполнении международных перевозок. М., АСМАП,2008.
10 Правила централизованного завоза-вывоза грузов с железнодорожных станций. Письмо МПС РФ от 14.05.93 № С-405у АК-7 ЦМ-180.
11 Федеральный закон от 14.05.93 № С 405.
12 Гарабурды В.Г и др. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2007.


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 215