Викторина по русскому языку для 5 класса «Двуязычье — два крыла»


Неделя русского языка и литературы «В стране юного филолога»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Двуязычье – два крыла»
Цель: Разнообразить школьную жизнь, расширить кругозор учащихся и повторить знаний по русскому языку.Задачи: 1. Проверить знания учащихся по русскому языку и через ответы познать интеллектуальный уровень учеников. 2.Развивать творческие способности учащихся память, логическое мышления, внимание, речь и умение работать в команде. 3. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому языку, и уважение к языкам других народов.Оборудование: компьютер, интерактивная доска с использованием слайдов.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя: Добрый день уважаемые учителя и ребята! Я рада приветствовать вас на нашем конкурсе «Двуязычие - два крыла». Язык – это мысли и чувства народа, его история и культура. Язык – это окно в новый мир. Нет на свете лучшего средства общения. В Конституции РК сказано, что в нашей стране наравне с государственным языком функционирует и русский язык как язык межнационального общения. Люди говорят на разных языках, и таких языков на земле очень много. Благодаря языку ты встречаешься с разными людьми, у тебя появляются новые друзья. На русском языке говорят не только русские. В настоящее время знание этого языка стало первой необходимостью. И я думаю, что нам тоже надо изучать русский язык. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать, чему научились и как научились. Начинаем наш праздник.
Итак у нас будет 3 команды из 5-ых классов. 5 «А» - «Достық», 5 «Ә» - «Дружба» и 5 «Б» - «Пятиклассник».
Прежде чем познакомиться с командами, давайте знакомимся с членами жюри и условиями викторины. Члены жюри в конце каждого конкурса будет выставлять вам балы.1. Приветствие команды.(В этом конкурсе команды должны представить себя, то есть название, девиз, эмблему и капитан команды)
2. « Удивительное колесо»(Составить как можно больше слов из слова и перевести эти слова на казахский язык)
3. «Кто быстрее?»
(Быстрее ответить на вопрос)4. «Загадки-шутки»(Отгадать загадки-шутки)5. «Мозаика»
(Сложить из слов, высказывание о русском и казахском языке которые, писали наши великие писатели)
6. Конкурс капитанов
(Нужно переставить слоги так, чтобы получилось новое слово).7. Конкурс переводчиков(найти антонимы на русском и казахском языках и перевод на казахский и русский язык)8. Подведение итогов. Мы уже ознакомились членами жюри и условиями конкурса теперь можно начинать конкурс.
1 конкурс. Приветствие команды (3 балла).
Я уже сообщила вам, что у нас (перед вами) две команды. Порядок ответа определяется по жребию. (В этом конкурсе команды должны представить себя, то есть название, девиз, эмблему и капитан команды)2 конкурс. «Удивительное колесо» (за правильно составленное и переведенное слово 1 балл)
К О О С Н Л Е(Составить слова и переводить эти слова на казахский язык)Сок-шырын, сено-шөп, сон-түс, село-ауыл, колесо-щеңбер, колено- тізе (иін, буын, ұрпақ), клен –үйеңкі, лес-орман, нос-мұрын, окно-терезе, он-ол (ұл), оно-ол (қыз),3 конкурс. «Кто быстрее?» (за правильный ответ 1 балл)Какой язык имеет два «С»? /Русский/Что мы слышим при произнесении слова? /Звуки/Сколько звуков в слове тень? /Три/Какой раздел языкознания изучает звуки речи? /Фонетика/Сколько букв в слове гусь? /Четыре/.Какие буквы не обозначают звуков? /ь, ъ/Сколько звуков в слове язык?/Пять/Как отличить звук от буквы? /Буквы пишем, а звуки слышим/Сколько звуков в слове Юла? /Четыре/Сколько гласных в русском алфавите? /ДесятьСколько букв в слове урок? /Четыре/4 конкурс. «Загадки – шутки» (2 балла за правильный ответ)(Отгадываем загадки – шутки)1. Какой болезнью люди не болеют на земле? (морской)2. Из какой посуды люди не пьют и не едят? (пустой)3. Что находится между небом и землей? (союз и)4. Как слово «мышеловка» написать пятью буквами? (кошка)5. Летела стая уток. Одну убили. Сколько осталось? (одна остальные улетели)6. Какие две ноты растут в огороде? (фа - соль).5 конкурс. «Мозаика» (3 балла)(Сложить из слов, высказывание о русском и казахском языке которые, писали наши великие писатели)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г.Паустовский«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». М. Горький
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. И. Куприн
«Тіл – халықтың мәдениеті мен қуатының көрінісі». Мұхтар Мағауин«Өз тілін сезбеген бала – ана сүтін татпаған жетіммен тең». БауыржанМомышұлы6 конкурс. Конкурс капитанов (2 балла)
(Нужно переставить слоги так, чтобы получилось новое слово).Мабуга, уникчеб, варьсло, народи, насос, ровако, мидорпо, гакни.(бумага, учебник, словарь, родина, сосна, корова, помидор, книга)7 конкурс. Конкурс переводчиков (2 балла за правильную пару)(найти антонимы на русском и казахском языках, переводить эти слова на русский и казахский язык)1. Ад – рай, тозақ - жұмақТонкий – толстый, жуан – жіңішкеҚуаныш – қайғы, радость – бедаКеш – ерте, поздно - рано2. Грязный – чистый, лас – тазаБлизко – далеко, жақын - алысШындық – өтірік, правда - ложь8 конкурс. Подведение итогов. Вот и подходит к концу наш конкурс. Конечно, трудно переоценить роль какого – либо языка в нашей жизни. Владеть несколькими языками в 21 веке – уже не роскошь, а необходимость. Владеть языком, значить, владеть информацией. А кто владеет информацией, тот владеет миром. Учите языки, развивайте свои возможности, чтобы понимать людей из разных точек нашей огромной планеты. И самое главное, не забывайте один – единственный, порой самый важный язык в жизни – язык чувств, любви и понимания, который есть внутри каждого из вас, пользуйтесь им постоянно, старайтесь понять язык чувств другого человека, и тогда вам станут доступны все языки, мира во всей их красе. Ребята, вы все хорошо и добросовестно подготовились к этому конкурсу. Вы показали свои знания по русскому языку по многим разделам программы. Мы сегодня не только играли, но и повторили, обобщили и систематизировали ваши знания. Благодарю всех, которые пришли болеть за вас. А вам, ребята, спасибо за труд! А теперь слова предоставляются членам жюри. Жюри подсчитывают очки, объявляет счёт.